«Бог загадки» — так называют Содзи Симаду в Японии. За свой вклад в детективный жанр он удостоился главной остросюжетной литературной премии своей страны. Что это за человек? Какие книги он пишет? Давайте разбираться!
Содзи Симада родился в 1948 году в городе Фукуяма (преф. Хиросима), учился в средней школе Сэйсикан, а затем поступил в Университете искусств Мусасино (там же обучался писатель Рю Мураками), где получил степень в области коммерческого искусства. Сменил ряд профессий, в том числе работал водителем самосвала и музыкантом, чтобы в итоге найти себя как писателя. Опубликовав свой первый детективный роман «Токийский зодиак» в 1981 году он сразу же попал в шорт-лист престижной премии Эдогавы Рампо.
В 60-70-х годах процветал жанр социальной остросюжетной литературы, главным представителем которой был Сэйтё Мацумото. Содзи Симада же ориентировался на классиков западного детектива (Эдгар Аллан По, Артур Конан Дойл, Гилберт Честертон, Агата Кристи и др.) и Эдогаву Рампо — основателя японского детективного жанра и жанра хонкаку в частности (яп. 本格 «подлинный, аутентичный»).
Хонкаку-детективы позиционируются как головоломки. Читателю сразу предоставляются всё обстоятельства дела, материалы и даже схемы (домов, комнат, расположения в комнатах тел и т.п). От него не утаиваются факты, он знает ровно столько, сколько знают главные герои. Поэтому у каждого читателя есть возможность раскрыть дело раньше книжных сыщиков.
Симада эстетизировал жанр хонкаку и упрочил его положение в литературном сегменте. Установка была такова: общественно-политическое и психологическое содержание не должно доминировать над детективной интригой; главное в детективе — преступление-головоломка и ход его раскрытия, интеллектуальная игра с читателем.
Заслуга Симады не только в том, что он инициировал и развивал новый жанр своим творчеством и первым объединил европейскую классику с японской экзотикой, рационализм с мистицизмом, но ещё и в том, что он с самого начала находился в постоянном поиске новых талантливых писателей-детективщиков. Благодаря ему в японскую литературу вошли Юкито Аяцудзи, Ичи Орихара, Арисугава Арису, Ринтаро Норидзуки и многие другие писатели.
Главный сыщик его произведений — Киёси Митараи — не просто человек острого ума и блестящих аналитических способностей, как Эркюль Пуаро или Ниро Вульф, но ещё и астролог и предсказатель судьбы, что является весьма странным и необычным сочетанием. Он эксцентричен, слегка рассеян, но невероятно остроумен, антипод всех существующих сыщиков — серьезных, хмурых интеллигентов и суровых мужчин.
«Токийский зодиак»
1936 год, Япония. В своей мастерской найден убитым художник Хэйкити Умэдзава. Вместе с телом находят и дневник покойного. Оказывается, Хэйкити планировал убить 6 своих дочек, падчериц, племянниц.
Казалось, девушки спасены и могут вздохнуть с облегчением. Но вскоре план исполняется! Спустя некоторое время начинают находить тела девушек, убитых и расположенных четко по мистическому плану старика художника. Кто же убил девушек, если главный подозреваемый мёртв? Героям романа, предстоит разгадать это запутанное дело спустя 43 года после его совершения...
Уже в середине книги автор официально сообщает: все необходимые для разгадки ключи даны, и теперь все зависит от ваших интеллектуальных способностей! Кто же распутает тайну, будоражащую нацию несколько десятков лет, раньше: великий сыщик Киёси Митараи или… вы?
«Дом кривых стен»
В канун Рождества 1983 года Кодзабуро Хамамото собирает гостей и коллег на праздничный ужин в своем фантастическом доме, желая удивить всех не только необычным интерьером, но и роскошью самого приема. Особняк, построенный по уникальному проекту, поражает каждого, кто его видит: он удивителен не только снаружи, но и внутри — неординарной планировкой, множеством лестниц, наклонными полами…
Казалось бы, ничто не может омрачить праздник, но на следующее утро в одной из гостевых комнат обнаруживают труп шофера одного из гостей. Прибывшая на место преступления полиция разводит руками, ведь ни при каких обстоятельствах мужчина не мог быть убит: нет никаких следов вторжения и насилия, да и мотива для убийства ни у кого из гостей нет.
Но как же тогда погиб мужчина? Имея на руках все необходимые сведения, список гостей и подробный план кривого дома, попробуйте разгадать этот квест прежде, чем виновного найдут главные герои. Быть может вы окажетесь куда проворнее?
«Двойник с лунной дамбы»
Роман-предыстория сыщика Митараи, в котором самого сыщика почти что и нет. С этой книгой стоит быть поаккуратнее, так как это не совсем детектив, а скорее психологический роман-триллер. Хотя, так называемое, «золотое правило» хонкаку Симада соблюдает неукоснительно и здесь: читающий располагает той же информацией, что и герой, расследующий преступление и может попробовать найти решение загадки самостоятельно.
Весь сюжет закручен на том, что молодой человек просыпается в парке и понимает, что он не помнит, кем он является. Ни имени, ни адреса, совершенно ничего. В поисках своей личности он находит любовь, девушку Рёко, которая становится смыслом его жизни. Он больше не ищет себя, а начинает новую жизнь. Знакомится с чудаком астрологом Митараи и понимает, что больше ему в жизни ничего не надо. Но совсем скоро он сознает, что Рёко — вовсе не та, за кого себя выдаёт, что у неё есть тайна, которую она тщательно скрывает, да и Митараи оказался вовсе не простым астрологом. Таким образом герой, который не знает о себе ничего, пытается раскрыть тайны, которые опутали всю его жизнь.
Не забывайте, что все названия книг кликабельны, по ссылкам вы можете ознакомиться с заинтересовавшей вас книгой получше или приобрести её.
С вами была литературный обозреватель и эссеист Гузель Зиятдинович. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал «Короче, о книгах», делитесь статьей в соцсетях, атакже заглядывайте в книжный Telegram и Youtube-каналы!