Детский композитор, основатель и художественный руководитель
международного фестиваля – конкурса «Мы вместе».
Интервью: Наталья Рудницкая
МУЗЫКАНТОФФ: Расскажите, как началась ваша творческая жизнь? Вы окончили музыкальную школу по классу фортепиано. Легко ли Вам было учиться в музыкальной школе, ведь учеба требует ежедневных занятий?
АЛЕКСАНДР ЕРМОЛОВ: Учеба в музыкальной школе давалась мне с одной стороны легко, а с другой стороны – не очень. Я любил сольфеджио, быстро писал диктанты, всем помогал на уроке, у меня списывали. У меня был абсолютный слух, и мне нравилось угадывать на слух интервалы и аккорды, нравилось, что у меня это легко получается. Также я учился играть на фортепиано у Политковской Вероники Сергеевны, она была требовательным и строгим педагогом, заставляла много заниматься. Конечно, я не занимался столько, сколько нужно. И когда я приходил с невыученной программой, то она закрывала меня в классе и говорила, что пока я не выучу, из класса я не выйду. Мне это все не нравилось. Были моменты, когда я говорил, что в музыкальную школу больше не пойду, но родители настояли, чтобы я ее закончил. Сейчас я благодарен им за это. И педагогу я благодарен, сейчас я понимаю, что благодаря ей я многому научился.
Где Вы учились после окончания музыкальной школы?
После музыкальной школы я учился Высшем музыкальном училище им. Ипполитова-Иванова на двух отделениях: теория музыки и фортепиано (класс А.Ю.Николаевой). И после окончания училища я поступил в Московскую консерваторию на композиторский факультет.
Вы сами решили ходить в музыкальную школу, или у Вас в семье есть музыканты?
У меня папа был музыкантом, прекрасно играл на баяне, он закончил институт культуры в Химках. Мама тоже закончила институт культуры. Ещё до того, как я пошёл в музыкальную школу, у нас дома было фортепиано, и мы с папой подбирали на инструменте популярные мелодии. И было понятно, что у меня есть музыкальные данные. Когда я был в 3 классе общеобразовательной школы, меня отдали в 1 класс музыкальной школы. Брать в музыкальную школу меня сначала не хотели, потому что у меня была неправильная постановка руки. Папа был баянист, и как правильно ставить руку на фортепиано он не знал. А когда стал играть комиссии подобранные мелодии неправильно поставленной рукой, то педагоги сразу от меня отказались, сказали, что я – бесперспективный, что переучивать меня нереально. И только Вероника Сергеевна Политковская, мой будущий педагог сказала, что попробует меня переучить.
Вы известны, как автор современных детских песен. Вы сами делаете аранжировки? Где Вы этому обучались?
Все программы по обработке звука и саунд-дизайну я осваивал сам. Сейчас есть курсы звукорежиссуры и музыкальной информатики, но в то время, когда я учился, это только начиналось, приходилось самому осваивать, но мне все это нравилось. Я ездил по разным студиям, консультировался у разных звукорежиссеров. 95 процентов своих аранжировок я делал сам.
Не могу сказать, что я считаю себя там каким-то профессионалом в звукорежиссуре, потому что всё-таки надо этим жить, постоянно совершенствоваться, осваивать новые программы.
Вас знают, как автора детских песен. Как Вы пришли к жанру песни? Какая была Ваша первая песня для широкой аудитории?
Это все получилось случайно. Я учился в консерватории, писал серьезную академическую музыку, среди них- романсы, квартеты, квинтеты, фортепианные произведения. И мне всегда было интересно писать мелодичную музыку, чтобы ее можно было напеть. Я и не думал, что буду автором именно детских песен. Все началось довольно интересно. На третьем курсе консерватории я сочинил песню «Орфей», но она редко исполняема, потому что писал ее человек –пианист. Я ее сочинял пальцами на фортепиано, а если сочинять на фортепиано, то мелодия может быть красивой, интересной, но вокально неудобной – широкий диапазон, много хроматизмов. И только с опытом я понял, что песня должна быть удобной для вокалистов. Поэтому первые мои песни практически не исполняют.
А как Вы стали писать детские песни?
Первые песни я писал для себя, не для детей – «Апрель», «Праздник», «Мое метро», «Осенний блюз». Этим песня примерно лет по 20. Эти песни я писал, думая, что я сам их буду исполнять. Но потом ко мне обратился педагог одной музыкальной студии с предложением, чтобы эти песни спели дети. Я на тот момент даже об этом не думал, но был не против. Но когда они их исполнили, я понял, что в детском исполнении они звучат правильнее и лучше. Когда детские коллективы стали исполнять мои песни, то появились определенные заказы, и такие песни, как «Бедный ежик», «Мы хомячим», я писал уже для детей.
Сколько песен Вами написано?
Около 300, сказать точно невозможно, поскольку мои песни существуют в нескольких вариантах, есть 3 мюзикла.
Как происходит Ваша работа с авторами стихов?
Существует 2 подхода, их оба я использую. Первый подход, когда мне присылают текст на электронную почту. Если текст мне нравится, я сажусь за фортепиано импровизировать, подбирать и рождается мелодия на написанный текст. А также у меня есть постоянные соавторы, с которыми я давно работаю – Вадим Борисов, Сергей Золотухин, Анна Бочковская, Михаил Загот и еще многие авторы. Бывает обратная ситуация, когда возникает мелодия, я понимаю, что это песенная мелодия, я ее напеваю на какой– либо слог и отправляю одному из авторов, который сделает подтекстовку. Много песен написано именно так. Например, «Весёлая песенка». Сначала была музыка, а потом Вадим Борисов написал текст. Совсем редкий случай, когда музыка и текст приходят одновременно. И тогда получается, что я являюсь автором музыки и текста. Таких песен немного, но они есть. Но я предпочитаю, чтобы тексты писали профессиональные поэты.
Есть ли у Вас самые любимые собственные песни?
Объективно я сказать не могу, трудно их оценивать. Я могу лишь статистически подсчитать, какая из них наиболее часто исполняется. Раньше это была песня «Рождение звёзд» и «Прадедушка». Кроме этих песен часто поют «Сегодня дождь», «Бедный ёжик».
Александр, Вы являетесь также основателем и художественным руководителем конкурса «Мы вместе». Расскажите, пожалуйста, нашим читателям о конкурсе поподробнее: сколько лет существует, как пришла идея создания?
Конкурс существует уже давно. Первый конкурс был проведен в 2008 году в Москве. Первые пять конкурсов проходили 1 раз в году в Москве. На сегодняшний день у нас задействовано 13 городов, в которых проходит конкурс «Мы вместе». Идея конкурса пришла в тот момент, когда я увидел, что много коллективов поют песни Ермолова, она заключалась в том, чтобы дети смогли приехать в Москву и спеть для автора песню, которую они разучили. В первых конкурсах обязательным условием было исполнение двух песен, одной из которых должна была быть обязательно песня Ермолова. Со временем мы поняли, что нужно убрать это ограничение, поскольку конкурс стал разрастаться и много желающих к нам приехать. Сейчас у нас много номинаций, петь можно свободную программу и выбрать не только 1 номинацию, а 2,3 и больше.
Почему конкурс называется «Мы вместе»?
Когда мы создавали конкурс, то понимали, что конкурсу нужен гимн. Мы вспомнили, что у меня есть песня «Мы вместе». Она и стала гимном и подсказала название конкурса.
Александр, я знаю, что Вы еще занимались преподаванием. Расскажите об этом поподробнее.
У меня был ансамбль «Мы вместе». Он существовал 3 года. За это время мы сделали много студийных записей, успешно выступали на мероприятиях и конкурсах. Но потом началась пандемия, и нам предложили заниматься онлайн. Но заниматься ансамблем дистанционно невозможно и технически нереализуемо. Поэтому наш ансамбль временно прекратил существование. Да и дети так быстро вырастают, уже кто-то поступил в ВУЗы, ведь эти годы в ансамбле было много составов. Сейчас ансамблем не занимаюсь. Но время покажет.
Чем Вы увлекаетесь в свободное время?
Я увлекаюсь программированием, разработкой всей системы сопровождения конкурса «Мы вместе» я занимаюсь лично – оформлением дипломов, личных кабинетов участников с комментариями жюри. Это мое хобби, которое я совмещаю с основной музыкальной деятельностью.
Какие Ваши творческие планы?
Мне всегда было интересно написать что-то театральное. И мне посчастливилось посотрудничать с Марией Киселевой, написать музыку к ее шоу на воде с участием олимпийских чемпионов. Я написал 3 мюзикла, но началась пандемия, новых спектаклей мы не пишем. Я очень надеюсь, что это сотрудничество возобновится.
А написание песен Вы планируете?
Написание песен в планы не входит, ведь это все происходит спонтанно – под влиянием вдохновения, или внезапно пришедший текст на электронную почту, или по просьбе написать песню для школы, какого-либо исполнителя, для написания песен планы не строю.
Александр, что по Вашему мнению, необходимо для того, чтобы стать композитором?
Здесь не может быть универсального рецепта. Композитор – это человек, который знает хорошо теорию музыки, то есть из чего музыка состоит – гармонию, полифонию, то есть все, что касается анализа музыки. С другой стороны, мы знаем примеры, когда у известных композиторов не было музыкального образования, взять к примеру, Пола Маккартни, моего кумира. Пол Маккартни – самоучка, научился играть на гитаре, сочинявший гениальные мелодии, признанные всеми музыкантами, эта музыка давно стала классикой. Но это скорее исключение. У наших советских, российских композиторов было хорошее классическое образование.
Кто хочет стать композитором, на мой взгляд, тот должен получить образование, обучиться игре на фортепиано и самое главное – это заниматься сольфеджио, которое обычно так не нравится детям.