А мы продолжаем цикла статей о рождении жанра ужасов. Сегодня речь пойдет о готической литературе.
Готическая литература не является собственно жанром ужасов, однако сюжет неизменно мрачен, действие происходит в каких-нибудь замках, катакомбах, пещерах и других местах обитания готов, с участием потусторонних сил (живых мертвецов, призраков, жаждущих отмщения), желательно присутствие неких магических артефактов, таинственных гримуаров и тому подобное, герои обыкновенно имеют родовое проклятие или безумных родственников, продавших душу дьяволу.
Казалось бы, при чем тут готы?
Большинство готических произведений можно отнести к направлению романтизма, что некоторых, бесспорно, разочарует, ведь поклонники жанра, наверняка, не захотят иметь ничего общего с "пафосными байронистами", лицезреющими бурное море с вершины утеса. Тем не менее, готика фактически является "темным" ответвлением романтизма. Чтобы наглядно показать, что такое готика приведу сравнение базовых символов готического и традиционного романа (честно сворованное из "Википедии"). К слову, автор Огастес Монтегю Саммерс, являлся весьма колоритной личностью. Будучи католическим священником, он стал известен как исследователь оккультизма.
Вероятно, наиболее известными примерами жанра являются романы «Призрак Оперы» Гастона Леру, "Франкенштейн" Мери Шелли и "Дракула" Брэма Стокера. Впрочем, последние два также вполне могут считаться произведениями жанра ужасов. В комментариях к предыдущей статье один из читателей упрекнул меня в том, что я не упомянул также роман Гофмана "Эликсиры Сатаны". Исправляюсь, вот только добавлять его в текст про страшные сказки было бы неразумно, ведь это не сказка, а самый типичный готический роман.
При чем тут собственно готы? А ни при чем. Просто в эпоху Возрождения все европейские племена назывались готическими. Термина "Средние века" тогда еще не придумали. Так и повелось с тех пор. Готический стиль в архитектуре тоже не имеет к ним отношения. Он по сути был попыткой стилизации "варварской" архитектуры.
Строения частенько имели весьма мрачный вид (чтобы держать людишек в страше божьем), но многих писателей это вдохновило на написание мистических произведений. Таким образом все романы про "мрачные замки" по аналогии также стали называть "готическими". В XX веке эстафету любви к тьме и боли переняли неформалы, которые решили, что лучшего названия, чем "готы" для них и придумать нельзя, от чего готские короли не раз перевернулись в своих усыпальницах.
«Франкенштейн» или прототип Терминатора
Роман был написан Мери Шелли в 1818, задолго до того, как были опубликованы первые рассказы Эдгара По. Судьба автора заслуживает отдельного рассказа. Ее отец, философ и журналист, Уильям Годвин был известным вольнодумцем своего времени: был либералом, атеистом и поддерживал Нав..., а мать Мэри (в девичестве Уолстонкрафт) писала романы и считалась одной из первых английских феминисток. Вскоре после рождения дочери женщина умерла, так что воспитанием ребенка занимался отец. Девочка получила неплохое по тем меркам образование, а кроме того переняла взгляды отца. Поэтому неудивительно, что в 16 лет она сбежала с женатым поэтом Перси Шелли. Обвенчались они уже после того, как супруга Перси утопилась. Пикантная подробность их отношений заключалась в том, что поэт являлся последовательным сторонником "свободной любви", к которой пытался склонить и Мэри.
Идея создать роман о чудовище, преследующем своего создателя пришла 18-летней Мери во сне. Точнее, не совсем так. Она, ее муж Перси, Байрон, Полидори (автор первой вампирской повести) и еще пара человек решили развлечь себя сочинением страшных историй. Впечатлительная девушка увидела сон о чудовище. Считается, что прототипом Франкенштейна стал Луиджи Гальвани, открывший сокращение мышц под действием тока.
«Франкенштейна» можно назвать не только предтечей собственно жанра ужасов, но также и первым научно-фантастическим произведением, ведь чудовище являлось порождением науки. При этом сам процесс создания автор опускает, маскируя изъян с.жета стремлением главного героя уберечь читателей от его ошибок.
Известно, что чудовище было сшито из фрагментов трупов, а воскрешено, скорее всего, методом гальванизации. Естественно, создание испытывает когнитивный диссонанс от самого факта своего рождения, а затем и от того, что создатель бросил его. Монстр убивает младшего брата героя, его друга, а также невесту. Первого - из ярости на создателя, остальных - за отказ создать ему пару.
Переоценить значимость данного романа сложно, так как он не просто породил множество подражаний, но и заложил целую традицию. Сам Франкенштейн и его чудовище стали своего рода стереотипами, тиражируемыми последующими авторами. Сегодня бы такое, вероятно, назвали мемом. Виктор Франкенштейн породил клише безумного ученого, в лаборатории которого есть мозги в банках и искрящие приборы типа лестницы Иакова.
Мотив преследования неким человеком или существом является одним из основных в истории жанра триллеров. Могу даже предположить, что "Терминатор" является прямым развитием традиции романа Шелли. Ведь Скайнет фактически тоже восстал против своих создателей.
Вы не поверите, но Марвел тоже наложил на ложил лапку на класику. Чудовище Франкенштейна является одним из участников мистической команды бюро "Щ.И.Т." с говорящим названием "Воющие коммандос". Их можно увидеть в сериале про Человека-паука (2012-2017).
Готических романов, на самом деле много, очень много, но про того же "Дракулу" стоит рассказать отдельно, поскольку он был, во-первых, написан позже, во-вторых, его лучше рассматривать в контексте вампирской литературы.
Продолжение следует...