Как изменились потребительские привычки после пандемии?
За последние три года рынок менялся вместе с покупателями.
Онлайн-торговля оказалась более доступной и удобной, стало больше доверия к продавцам и курьерской доставке.
Что за изменения произошли, какие тренды наиболее актуальны сейчас, в 2022 году?
🔹 Жители городов-миллионников активнее всего совершают покупки (помимо товаров повседневного потребления основу трат россиян составляют расходы на личный транспорт, товары для быта и безналичные переводы);
🔹 Остальные расходы зависят от экономической ситуации в стране, поэтому в 2020 году меньше всего расходов было на медицину, кафе и рестораны, одежду, развлечения и туризм;
🔹 Экономить люди стали на одежде, обуви и косметике (дистанционный формат внёс свои коррективы);
🔹 Онлайн-покупателей в России стало гораздо больше: с 47 млн человек до 60 млн. Изначально онлайн-шопинг был простой необходимостью, но затем вошел в привычку. Многочисленные покупки стали совершать люди в возрасте от 55 лет (для сравнения, раньше покупки этой возрастной категории были единичными случаями);
🔹 Около четверти расходов россиян приходится на продукты питания и товары первой необходимости;
🔹 Уютная домашняя обстановка вышла на передний план, потому что дом нужно было превратить одновременно в место для отдыха, работы и учебы. Соответственно, повысился спрос на "хюгге". Категория «мебель и товары для дома» держатся на втором месте рейтинга уже второй год, поэтому следует ожидать дальнейшей популярности этого тренда;
🔹 На фоне падения доходов и экономической нестабильности появляется новый тренд на роскошь: чтобы не чувствовать себя социально изолированными, человеку хочется приобрести что-то значимое, какую-то дорогую вещь — редко, но метко;
🔹 Многие сайты обзавелись новой системой навигации, чтобы пользователи смогли быстро найти всё необходимое. Это касается не только ритейла, но и других структур. В топ вошли Сбербанк Онлайн, Госуслуги, Avito, AliExpress, Wildberries и т.д.
🔹 Осознанное потребление охватило весь мир, это по-настоящему интернациональный тренд, который точно продлится и в будущем. Например, в разделе Lamoda Planet покупатели могут выбрать экологичные, этичные и благотворительные товары (с начала 2021 года в этом разделе было куплено товаров на 2,5 млрд).
Предугадать тренды-2022 довольно сложно, потому что поведение населения бывает непредсказуемым (например, при сокращении доходов внезапно вырос рынок недвижимости из-за частых сделок), но можно с уверенностью сказать, что останутся такие тренды, как активное развитие онлайн-торговли и цифровых сервисов, осознанное потребление и тенденция к комфортному быту.
⁉️ Что стало для Вас ключевым пунктом по время пандемии?