Найти в Дзене
Сергей Чванов

ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Процессы восприятия, сохранения, запечатления и воспроизведения информации, получаемые человеком об окружающем мире, в течении жизни, называются памятью. 

«Без памяти, - писал С.Л.Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом» [2].

Условием для научения и приобретения знаний, для формирования умений и навыков, является память, она лежит в основе способностей человека. Ни личность, ни общество не может нормально функционировать без наличия памяти. Человек поднялся на «вершину эволюции», благодаря своей памяти и её постоянному совершенствованию.

Определение понятия памяти в психологии сводится к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Рассмотрим некоторые из них.

В свободной энциклопедии (Википедия) определение памяти, звучит как общее обозначение комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Память в разных формах и видах присуща всем высшим животным. Наиболее развитый уровень памяти характерен для человека [1].

По мнению Р.С. Немова, память можно определить, как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта[2].

В сравнении с другими живыми существами, память человека достигает наиболее высокого уровня своего развития.

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти:

- деление памяти по времени сохранения материала (мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная и генетическая память);

- по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору (двигательная, зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, эмоциональная и другие виды памяти).

- по характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала (непроизвольная и произвольная).

Процессы запоминания и воспроизведения, происходящие автоматически и без специальных усилий человека, без постановки им перед собой задач на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение, называются непроизвольной памятью. В произвольной же, наоборот такие задачи обязательно присутствуют, и сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий [2].

-2

Постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и припоминанию характерен для развития памяти в дошкольном возрасте.

По мнению 3. М. Истоминой, процессы становления произвольного и опосредствованного запоминания в младшем и среднем дошкольном возрасте идут в естественных условиях развития памяти, т. е. без специального обучения мнемическим операциям и являются непроизвольными [3].

Память ребенка развивается не одинаково. Одни процессы могут опережать другие. Например, произвольное воспроизведение может возникнуть раньше произвольного запоминания, и как бы обгонять его в своем развитии. Развитие процессов памяти ребенка зависит, от интереса и мотивации к выполняемой им деятельности.

Переход от непроизвольной к произвольной памяти происходит в два этапа. Рассмотрим их.

1. Формирование необходимой мотивации, желания ребенка запомнить или вспомнить что-либо.

2. Возникновение и совершенствование необходимых для этого мнемических действий и операций.

Постановка перед дошкольником мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала, тесно связана с совершенствованием у него произвольной памяти. Множество таких задач естественно возникает в игровой деятельности, поэтому разнообразные детские игры предоставляют ребенку богатые возможности для развития его памяти [3].

-3

Таким образом у дошкольников происходит активное развитие процессов памяти. Задача взрослого, помочь этому развитию, поскольку происходящие в этом возрасте преобразования, имеют важное значение для дальнейшего полноценного развития психики ребенка.

Все вышеизложенное определило выбор темы и экспериментальную выборку. Исследование проводилось в 2015г. на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 73 второй категории» г. Миасс, с детьми средней группы (4-5 лет), в количестве 15 человек, из них 8 девочек (53%) и 7 мальчиков (47%). Обследование проводилось индивидуально, со всеми детьми удалось установить хороший эмоциональный контакт.

Цель данной работы - изучение особенностей процессов памяти у детей среднего дошкольного возраста. 

-4

Для проведения исследования нами были подобраны методики Р.С. Немова «Узнай фигуры», «Запомни рисунки», «Запомни цифры», «Выучи слова». Данные частные методики предназначены для психодиагностики таких характеристик памяти, как - узнавание, воспроизведение и запоминание, в частности объем кратковременной зрительной и слуховой памяти, а также динамики процесса заучивания [4].

В процессе проведенного исследования (по всем четырем методикам) были получены следующие сводные результаты:

в выбранной нами группе детей среднего дошкольного возраста, 53% детей имеют средний уровень развития памяти, 20% - высокий, 13% - выше среднего, 7% – ниже среднего и 7% - низкий уровень.

Наглядно результаты исследования представлены в виде круговой диаграммы (см. рисунок 1).

Рисунок 1.  Результаты исследования процессов памяти испытуемых по всем проведенным методикам
Рисунок 1.  Результаты исследования процессов памяти испытуемых по всем проведенным методикам

Анализ и обобщение результатов исследования показал, что данная группа детей нуждается в программе по развитию процессов памяти. Так как дошкольники с развитым интеллектом и памятью быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Результат полученных данных по всем методикам, позволил нам разработать рекомендации и по развитию памяти у детей дошкольного возраста.

- память развивается в деятельности, требующей постоянного проявления оперативной и долговременной памяти, поэтому занятия по развитию памяти должны проводиться регулярно;

- чем активнее и самостоятельнее деятельность ребенка, тем лучше в ней развивается необходимая для этой деятельности память.

- быстрее и точнее запоминается то, что соответствует потребностям ребенка (от интереса ребенка к выполняемой им деятельности и мотивации этой деятельности зависит развитие у него процессов памяти).

- занятия по развитию памяти должны быть последовательными в изложении материала (предыдущее обеспечивает усвоение последующего).

- важным условием для полного и точного запоминания является умение осуществлять смысловую группировку материала, т.е. разделение материала на части с выделением главного в каждой из них.