Почему нужно знакомить детей с основами экологии
Экология имеет прямую связь с окружающим миром, т.к. не соблюдая экологическую культуру, человек загубил бы природу. Многие экологические проблемы сопутствуют жизни человека. На сегодняшний день окружающая среда нашей планеты нуждается в помощи. На дорогах каждый день миллионы автомобилей загрязняют воздух своими выхлопами, ежедневно тысячи заводов делают вредоносные сбросы в водоёмы, а также в воздух. Все эти обстоятельства заставляют страдать всю экологическую цепочку от травинки до человека. Залог здоровья человека заключается в благоприятной экологической обстановке. Неблагоприятная эко – обстановка даёт сбои в работе иммунной системы человека и даже генетические отклонения. Чтобы сохранить природу в целостности, сохранить планету и человечество нужно соблюдать экологические правила. Именно по - этому экологическое воспитание играет важную роль в воспитании детей. Будущее поколение жителей нашей планеты должны сохранить ее наследие, не допустить экологической катастрофы. Каждый взрослый здравомыслящий человек должен это понимать и объяснять своим потомкам.
Роль экологической культуры в воспитании
Суть ознакомления с азами науки, лежит в формировании у детей любви к природе, родному краю, воспитание ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью, воспитание экологической культуры в целом, умения применять полученные знания на практике.
Воспитание у детей экологических навыков должно быть непрерывным, что позволит, достичь основную цель.
Главным условием работы является подготовка условий. Поэтому первоначальным этапом работы является создание условий для организации воспитательной и познавательной деятельности. Для этого необходимо организовать зелёный уголок, где будут находиться растения, животные.
Как прививать любовь к природе в семье
Хорошо, когда ребенок имеет возможность посещать детский сад, он получает квалифицированную помощь в усвоении знаний, но не все имеют такую возможность по разным причинам.
Дома ребенок тоже имеет возможность развиваться. В этом ему могут помочь родители, бабушки и дедушки.
Дома можно заняться:
- ухаживать за комнатными растениями, домашними животными;
- совместный труд в саду или на придомовом участке;
- родители могут читать детям познавательную литературу о животных, растениях, насекомых, знакомить с детской энциклопедией, чтение стихов и сказок о животном мире (К. Паустовский, К. Ушинский, Б. Житков, В. Бианки, Д. Мамин-Сибиряк, М. Пришвин, Н. Сладков, И. Соколов-Микитов, Е. Пермяк.);
- выполнять задания в экологических тетрадях;
- наблюдения на прогулках с обязательным обсуждением увиденного;
- возможно рассматривание картин и рисунков с обсуждением;
- разучивание народных примет, пословиц и поговорок;
- воспроизведение своих впечатлений в рисунках и лепку, в аппликации;
- проведение опытов и экспериментов;
- существует множество увлекательных настольных игр по ознакомлению с окружающим миром. Например: экологическое лото; "Окружающий мир" электровикторина;
- совместные игры детей с родителями, имеющие развивающий и воспитательный характер.
Тактика воспитательного подхода
Взрослому надо помнить, что он должен подвести осознание ребенка к тому, что человек является частью природы, поэтому должен следить за ее сохранностью. Следующие рекомендации помогут вам на пути к вашей цели:
- Вы, конечно, можете стараться рассказывать ребенку о соблюдении экологических правил, играть, но если сами не соблюдаете экологическую культуру, то, скорее всего все ваши старания пройдут даром. И потом не соответствие ваших слов и действий могут подорвать ваш авторитет пред ребенком.
- Много беседуя с ребенком, будет развиваться его речь. Поток новой информации будет обогащать его словарный запас, заставит логически мыслить. Изображая увиденное и услышанное, ребенок будет развиваться творчески.
- В дошкольном возрасте дети схватывают все на лету. Поэтому ваши труды не должны пройти даром, если покажите свой личный пример.
- Если у ребенка не вызывает особого интереса чтение книги или любая другая игра, то эти моменты можно обыграть по-другому, используя сюрпризные моменты (загадки, гость, подарок и т.д.). Подберите яркие и красочные иллюстрации для привлечения детского внимания.
- Не стоит устраивать урок, как в школе, ребенок не высидит столько времени и заскучает. Ребенку младшего дошкольного возраста достаточно 10-15 мин., а ребенку старшего дошкольного возраста 20-30 мин. Если все же малыш заскучал раньше времени, дайте ему отдохнуть.
- Не ругайте ребенка, если он ковыряется в земле, не надо бояться, что он запачкается, лучше похвалите его и поддержите юного исследователя. Поинтересуйтесь, что он пытается найти, и вместе проведите наблюдение.
- Занимаясь с ребенком, вы получите массу удовольствия от совместных игр, укрепите эмоциональный контакт, свой авторитет, а в будущем будете гордиться своим малышом. Дети, которые имеют основные первоначальные знания, легче потом усваивают школьную программу.
Из всего выше написанного хочется сделать вывод: ребенок может получить знания только с помощью взрослого, только с применением игры, а самое главное он во всем берет пример с взрослых. Наблюдая, за тем, как взрослый ухаживает за растениями в доме или в саду, ухаживает за домашними животными, уборкой придомовой территории он учится оберегать природу. При этом взрослый должен объяснять, что человек должен не только собирать ее плоды и пользоваться ее красотой, но отдавать в замен свою заботу. Ребенок улавливает ваше отношение к окружающему миру, наблюдая в первую очередь за вами и вашим поведением на прогулках и в быту.
Обучая ребенка основам экологии, взрослому необходимо набраться терпения, чтобы донести в сознание ребенка новую информацию, и если что-то не понятно вновь объяснить. Взрослый должен быть доброжелательным по отношению к ребенку, обязательно хвалить его за проявление интереса, выполнение заданий, иначе ребенок потеряет желание работать дальше. Старайтесь отвечать на все детские вопросы, не отбивайте у ребенка желание узнать что-то новое, ведь он находится в возрасте «почемучки». Подбирайте яркие и красочные картинки для рассматривания, чтобы повысить интерес у ребёнка.
Ежедневная работа по развитию экологической культуры, способствует развитию интеллекта, личностному развитию ребёнка. В процессе занятий ребёнок получает подготовку к обучению в школе. Ребёнок будет получать яркие представления, наполненные чувствами, если вы будете применять различные картинки, настольные игры, а самое главное непосредственное выполнение заданий в зелёном уголке.
Прививая экологическую культуру, развивается экологическая воспитанность ребенка, что служит основой духовно-нравственному воспитанию ребенка. Расширяя детские представления об окружающем мире, экологическом влиянии, ребенок вырастает гармонично развитой личностью.
Применив в воспитательном процессе основы экологии, Вы воспитаете достойного гражданина нашей прекрасной Родины, внимательного, отзывчивого и заботливого человека, любящего трудиться и делать мир лучше.
Хочется верить, что человечество будет продолжать делать наш мир лучше, охраняя природу и обогащая свой внутренний мир!