Ранее: Про посылку от Марины и изменения в нашей жизни.
Когда бы и по какой бы причине кто-либо из нас не бывал в Ургенче, не посетить Хиву просто не могли. Это не передать словами. Там никогда не жили, но живя в Ургенче, бывали часто. Когда бы не приехали в Хиву, она всегда разная, вроде и те же места, но видишь их каждый раз по-иному.
Даже одни и те же места в разное время суток ты видишь в другом ракурсе, в другом освещении, тут на каждом углу своя сказка, свой восточный колорит, своя история, а ещё и своя фантазия, свое ощущение настоящего и прошедшего в сочетании с известными тебе легендами и преданиями, которые ты слышал здесь или читал где-то.
Одни только вековые камни Хивы, по которым приходится ходить, если бы могли говорить, то сколько бы они рассказали о ней. Хива - город тысячи куполов, город – сказка, жемчужина Хорезма, которая притягивает и не опускает тебя, где, побывав однажды, оставляешь частичку своего сердца, а оно вновь и вновь зовёт тебя навестить её.
Поэтому, когда Полину и Антонину пригласила одноклассница Олеся на свой день рождения, который она хотела справить в кругу своих одноклассников и друзей, мои девочки не отказались. Правда им пришлось постараться заработать денег на дорогу. В их планах было и обязательное посещение Хивы, своей школы и тех мест, где мы проживали ранее.
Хорошо, что приглашение от Олеси они получили заблаговременно и у них была возможность подготовиться и настроиться на встречу с одноклассниками, бывшими домами и Хивой. Они ещё учились на курсах, но мастер была не против их недельного отсутствия, просто на эти дни отодвигалось завершение курсов.
Приехали они заранее и остановились у моего брата Виктора, который был всегда гостеприимен и рад любой встрече с родственниками. Его дочь, от второй жены, уже училась в старших классах и тоже была рада встретиться с девочками, которые старше её.
С первых дней они уже заплетали в замысловатые косички её золотистые волосы и делали ей прически. Там же был и внук Толика, четырёх-пяти лет от его младшей дочери, который находился у Виктора на то время постоянно.
День рождения у Олеси прошел весело, она кореянка и естественно на столе было много корейских блюд, а за столом корейцев, узбеков и русских. Торжество справляли в кафе, ели, пили, танцевали, а на второй день Олеся решила не расставаться с Полиной и Антошей и провести его вместе, организовав поездку в Хиву.
Где только они не были, нафотографировались от души, запечатлев те немногие места, где они успели побывать за один день. Всё осмотреть за один день трудновато, но и того, что увидели им хватило до следующей поездки. Они еще будут посещать Ургенч и Хиву.
Потом посетили те дома, где мы жили на Ломоносова и на Некрасова. На Ломоносова уже почти не осталось никого из бывших соседей, все разъехались, осталась только многодетная семья туркменов, только встретиться с девочками из этой семьи им не довелось, их уже выдали замуж, и они жили отдельно от родителей.
На Некрасова девочек встретили очень тепло, особенно соседка со второго этажа, даже прослезилась и всё передавала мне приветы, очень радовалась сувенирам, которые я ей передала. Другая соседка, что проживала в частном доме в переулке напротив нашего дома, не отпустила девочек, пока не угостила пловом и выпечкой, которые сама пекла, в дорогу им дала хорезмские лепешки.
Чуть не плакала оттого, что почти забыла русский язык, очень трудно ей стало изъясняться. Говорила, что пока мы жили там, у неё не было проблем с разговорным русским, а после нашего отъезда почти не с кем было говорить на русском.
У неё было двое детей - мальчик, что был одного возраста с Антоном и дружил с ним, спокойный, рассудительный и очень аккуратный, а вот девочка была не в пример братцу – отчаянная, задиристая, дерзкая. Мама её в школу собирала очень тщательно – заплетала косички, повязывала красивые бантики, девочка прямо картинка, тем более, что красивая в маму.
Со школы она возвращалась, волоча по земле за ремешок свой ранец, часто без одного банта или двух, растрепанная, с перекошенной юбкой или порванным фартуком, с дырками на колготках, вся в пыли, а если непогода, то и с налипшей грязью на обуви. Переодеваясь в домашнюю одежду также раскидывала по всему дому свою одежду, обувь, школьные принадлежности и никакие увещевания не помогали. Назавтра повторялось то же самое.
В этот приезд девочки узнали, что она уже четвертый год замужем, выросла девочка такой красавицей! Соседка с гордостью показывала её свадебные фото и говорила, что муж её сильно любит, несмотря на её строптивый характер.
Встретились и с другими соседками из этого же дома на Некрасова, столько новостей от них привезли, что еще долго вспоминали что та говорила, а что другая, еще и Одноклассника Полины и Олеси встретили, Олеся не смогла его почему-то найти, чтобы пригласить на свой день рождения, а тут они к нему домой пошли, Полина знала где он живёт.
Учились они с первого класса, но потом я Полину переводила в другую школу из-за учительницы, которая занималась рукоприкладством, а в школе ценили её, как успешного педагога. Когда эту учительницу посадили на несколько лет за создание банды домушников из бывших учеников, то Полина вновь вернулась в свой класс и вот тут Дима обратил внимание на Полину.
Он оказывал ей всяческие виды внимания, провожал до дома, дарил серьезные и дорогие для него духи и не принять их у неё не было никакой возможности, никого из мальчиков не подпускал к ней, всегда был на страже. Полина не говорила мне пока я сама не увидела, что вечерами он приходил к дому, садился на подоконник спальни с внешней стороны и сидел там допоздна, тем самым показывая свое особое отношение к ней, а она стеснялась.
Однажды я увидела его на подоконнике и предложила войти в дом, чтобы он мог сказать ей то, что хотел, к великому неудовольствию Полины, а он, зайдя в дом, уже никак не хотел уходить. Пришлось звонить его маме, чтобы позвала его. Она была нашей постоянной заказчицей. Тогда она и рассказала, что её сын только о Полине дома и говорит, и выразила надежду, что возможно, когда вырастут, то семью создадут.
Полину и меня такая перспектива не радовала, очень уж настойчив он был в своих ухаживаниях, но худо-бедно Полина выдержала его внимание до окончания восьмого класса и была рада уехать из Ургенча.
Потом, когда они встретились, он рассказывал, что плакал от обиды, что она уехала, даже не попрощавшись с ним и не оставив адреса. Он проклинал её и мечтал расправиться с нею за нанесенную обиду. Но прошли годы, и он её простил. Она же не очень любила вспоминать его настойчивые ухаживания, но уже встречались раньше и встретиться в этот раз решилась.
Он сам открыл дверь и не поверил своим глазам, мама его засуетилась, приняли девочек очень хорошо, а потом он возил их на своей машине туда, куда им надо было поехать, жалел, что не пришли к нему сразу, а то бы и на день рождения Олеси попал и в Хиву с ними съездил бы. Но сложилось так, как сложилось.
Надо сказать, что парень вырос целеустремленным и успешным, открыл свою мастерскую по ремонту и восстановлению моторов и уже женился, имеет детей и к семье относится очень ответственно, менталитет у него все-равно местный, что совсем неплохо.
В этот раз они снова вместе посетили школу, вспоминали дни, проведенные в ней, своих учителей. Полина вспомнила, что в свой прежний приезд она привезла в подарок своему классному руководителю Шавкату Исмаиловичу мужскую сорочку и вышивку в рамочке и вот, когда она направлялась к нему, он стоял в коридоре, а, чтобы дойти до него, надо было пройти мимо той учительницы, которая обижала её в начальных классах, а потом сидела в тюрьме, но вновь работала в школе педагогом.
Пройдя мимо неё, Полина даже не смогла поздороваться с нею, говорила, что обида на неё прямо захлестнула, она так и запомнила её недоуменный взгляд, но с классным руководителем они обнялись и они тепло поприветствовали друг друга. Он даже прослезился, получив от неё подарок, сказал, что она единственная, кто его помнит. Но он был неправ, ученики его помнили, только у каждого своя жизнь.
Мы хорошо помнили, как он был неравнодушен к своим ученикам. В Полинином классе были две девочки, которые были его головной болью и, чтобы не допустить самого плохого, он буквально ходил у них по пятам и вытаскивал из всяких сомнительных историй днём и ночью и, довел-таки до восьмого класса без ЧП. Как он говорил, что меньше всех проблем, вернее никаких, у него было с Полиной. Светлая ему память, ушёл этот замечательный человек в мир иной.
Возвращались девочки домой поездом уставшие, переполненные впечатлениями от дня рождения Олеси, Хивы, встреч с прошлым, знакомыми, бывшими соседями и одноклассниками. На вокзале их проводили Полинины одноклассники, а в дороге за окном была бесснежная январская степь.
На вокзале Антошу встречал её парень, а дома соскучившаяся по ним Сашенька, но и мы конечно.
Далее: Больше о днях прошедших, чем о настоящих.
К сведению: Это одно из моих воспоминаний на моем канале "Азиатка" , начиная со статьи " История знакомства моих родителей" . За ними следуют продолжения о моей жизни и жизни моей семьи. Не обещаю, что понравится, но писала о том, что было на самом деле.