Найти в Дзене

#прокино: «Мама, я дома» (2021, Россия)

Оглавление

Итак, вводные данные.

Это фильм Владимира Битокова, выходца мастерской Александра Сокурова. Она же подарила нам Кантемира Балагова, Киру Коваленко и других молодых режиссеров, уже покоривших Канны, Венецию, Берлин, наш домашний Кинотавр и другие значимые фестивали.

Премьера «Мама, я дома» была как раз в Венеции, а затем его показывали и во внеконкурсной программе Кинотавра.

Творчество выпускников мастерской сильно связано с Кавказом. Узнать, как же это вышло, я предлагаю в этом совершенно потрясающем материале Блюпринта. Ожидаемо эта картина не стала исключением.

Фильм произвел очень целостное впечатление. Тут есть четкий последовательный сюжет (что уже хорошо для авторского российского кино) и нет того самого предсказуемого кислого послевкусия в конце.

А еще там нет гос денег и Фонда Кино :) Роднянский написал, что Роман Абрамович поддержал многих авторские картины 2021 года, включая эту.

История

Кабардино-Балкария. Главная героиня – Тоня, узнает о смерти сына, воевавшего в Сирии в составе частной военной компании (ЧВК). В произошедшее она не верит и пытается заставить государство искать его.

Я немного переживала, что сюжет будет через чур играть с темой войны, но нет, он разворачивается отдельно. Эта история – просто контекст, в котором мы следим за личной историей Тони. Хотя, конечно, декорации в этой истории играют значительную роль: это национальная республика, где чиновники живут свою придуманную жизнь и занимаются абсолютно придуманными делами. Рамки реальности и выдумки как бы стерты, а ЧВК сюда прекрасно вписываются – они вроде бы есть, но их как бы совершенно точно нет. Впрочем, как и смерти ее сына. Все линии сюжета будто крутятся вокруг этой идеи.

Но сама история все-таки про сильнейшую женщину. Что ее заставило такой стать? Когда это случилось, почему? Куча вопросов, на которые нам не отвечают, но дают все вводные.

Кстати, сценарий – дебют Марии Изюмовой, а изначально вообще ее выпускная работа. Представляете?! Битоков сделал из изначальной драмеди уверенную драму, но шутки кое-где остались очень уместные.

Каст

Ксения Раппопорт – богиня! Честно, с первой ее минуточки на экране до последнего кадра оторваться просто невозможно. Тоня получилась такая многослойная, глубокая. Оказывается, Ксения – очень популярная актриса в Италии (на Кинопоиске увидела, что у нее действительно есть несколько итальянских ролей). Битоков рассказывал, что после показа в Венеции, она очаровала зрителей своими ответами на итальянском💔

Борисов. Удивительно, но еще не надоел. Это уже третий фильм фестивального сезона 2021 с ним, который я посмотрела. Как-то ему удалось быть в них всех разным. Тут он прям хорош. И эта их химия с Раппопорт, которая есть, а вроде нет… Блин, опять возвращаемся к этой игре реальности с выдумкой.

Не очень понравился в этом фильме Горчилин (хотя я его вообще-то горячо люблю). Его персонаж – местный чиновник «на побегушках», собирательный образ очень хорошо знакомого нам всем типа людей. Горчилин здесь очень надуманный и похож скорее на стажера-практиканта, чем на чиновника с амбициями.

Зато вспомнила, как органичен он был в Хэппи-энде, а ему ведь уже почти тридцатка! С Борисовым они, кстати, ровесники :))

Большинство «национальных» персонажей – местные актеры и даже просто люди с улицы. Вроде бы мужчина, сыгравший участкового, вообще просто прислал Битокову в инстаграме свою фотографию.

Картинка

Это кино – настоящий визуальный рай! Я мысленно сделала миллион скринов, потому что сцен, которые хочется пересмотреть/рассмотреть/запомнить, очень-очень много.

Ох, это чувство, когда кадры так виртуозно повествуют историю. Я не очень разбираюсь в тонкостях операторской работы и монтаже, поэтому мой восторг может быть поверхностен. Но темп, последовательность статических и динамических кадров, сильно помогли этому фильму доносить суть и передавать ощущения. Оператор фильма – Ксения Середа, которая уже снимала потрясающие Хэппи-энд, Кислоту и Дылду, а сейчас делает The Last of Us, где также занят Кантемир Балагов.

Хочу еще написать свой топ запомнившихся сцен, но завуалированно, без спойлеров: танец, после нападения, семейный ужин, отжимания, нож, помидоры, платье!!! Уже посмотревшие шифр поймут (надеюсь!).

Очень понравились цвета, там много оливкового, коричневого, оранжевого. Битоков сказал, что они неслучайны и что там вообще куча продуманных деталей: цвета стен у комнат, одежды героев и даже положение жалюзи. Я такое, конечно же, люблю. Пересматривать и разбирать символы буду.

Высказывание получилось отличное. Его хочется обсуждать и разбирать на детали. Долин назвал фильм сюрреалистичной драмой. В какой-то момент я поймала диссонанс: испытываю гордость за то, что в России снимают такое кино (и здесь речь про всю съемочную команду) и в то же время мне мерзко, потому что весь сюр в сюжете ну уж слишком похож на нашу реальность.

Посмотреть «Мама, я дома» можно с 26 февраля на Кинопоиске или уже сейчас в немногочисленном прокате на большом экране.