В собрании сочинений этот рассказ есть, но многие ли добрались до конца последнего тома? В школьную программу, конечно, это не предложат. А ведь впечатляет! Целый навсегда ушедший мир - на ОДНОЙ страничке.
ПРОКЛЯТАЯ ДОЧЬ.
... Начинается повествование картиной старого кладбища. Юный автор читает полустёртые надписи на однообразных памятниках: на крестах, стеллах, плитах. Надписи обычные: "Спите спокойно, не забудем"...
Какое привычное лицемерие! На самом-то деле это "не забудем" означает "вот вам последняя память - памятник, а мы-то ЖИВЫ!" И как ещё можно думать, если почти все памятники ЗАБЫТЫ? Покосились, заржавели, заросли - и тропинки между ними едва угадываются?
Но веками освященный обычай заставляет писать о "вечной памяти", а то и "со святыми упокой" даже на памятнике "душегуба и вора".
Но вот...
Наклонившись, чтобы сорвать одуванчик, автор отдёрнул руку: змея! Даже не сразу понял, что змея бронзовая. Обвила плиту - и кусает свой собственный хвост. Это что - тоже памятник?!
Хорошо сохранившаяся надпись: "1812 год. Анастасия, - проклятая дочь Пермского исправника"
Подошёл какой - то человек:
"- Смотрите? Да, этот памятник всех поражает, он слишком тяжел и мрачен. От него веет диким средневековьем. Я не знаю, как было дело, но, говорят, что дочь исправника полюбила кого-то и у ней, у невенчанной, родился ребенок. Тогда отец проклял ее, и она умерла с горя.
Я спросил:
- Но почему же ее не похоронили где-нибудь с краю, а здесь на почетном месте, возле самого входа в церковь?
- Именно не на почетном. Затем, чтобы после смерти ее топтали ногами идущие молиться христиане."
Ее заклеймили проклятьем при жизни, и после смерти ее должны были топтать до тех пор, пока не сотрется чугун 15-пудовой плиты."
Но более чем за столетие не стёрлась не то, что плита, а даже надпись не повреждена. Почему? А разве не понятно?
НИКТО не топтался по мрачной плите, все аккуратно обходили.
В следующем веке и "преступление"- то её преступлением уже не кажется. Ураган последнего десятилетия смёл многое. Навеки.
***
Этот маленький рассказ был напечатан в Перми, в газете "Звезда", в 1926 году. По сути, наша революция была ещё и Концом Средневековья!