Найти тему
Христофор+

4 любопытных факта о "капитане" Капернаума - римском сотнике, вера которого стала примером для всего Израиля (Матф.8:5-10)

Капернаумский сотник известен, прежде всего, своим величайшим смирением и глубокой верой в Господа Иисуса Христа. Этот сотник имел тяжело больного (в Синодальном переводе) слугу (?) и посчитал себя недостойным личного посещения Спасителя. Сотник попросил Христа сказать одно только слово, чтобы выздоровел больной. И чудесно получил желаемое по своей вере. Глубине веры сотника удивился Сам Господь Иисус, сказав, что во всем Израиле Он не видел ничего подобного:

"Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой... <...> Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры" (Матф.8:5-10).
Исцеление слуги сотника. Изображение взято в открытых источниках.
Исцеление слуги сотника. Изображение взято в открытых источниках.

В этом чуде удивителен факт реального отсутствия Христа в доме сотника, у постели больного. Исцеление слуги происходит заочно. По одному только слову Спасителя и беспрецедентно великой вере сотника.

Свт. Иоанн Златоуст подчеркивает спасительность глубокой веры римского офицера, которая становится примером для подражания всему Израилю. Ибо Иисус Христос удостаивает сотника "дара царствия и прочих побуждает к соревнованию ему" (цит. по сайту "Экзегет. ру").

Однако еще более удивительной в этой сцене предстает забота сотника о чужом для него человеке - слуге. Возникает целый ряд вопросов: 1. Что за человек был этот сотник? 2. В какой части он служил? 3. Чем командовал? 4. Почему так сильно заботился о слуге? Давайте разбираться...

1. Что за человек был этот сотник? Мы говорим "этот" сотник не случайно. Ибо Новый Завет представляет не менее трех римских сотников, которые симпатизировали Христу. А их нужно различать.

Наиболее известным римским офицером в Новом Завете является сотник Лонгин. Последний служил в Иерусалимском гарнизоне во времена Христа и командовал Его распятием. О Лонгине у нас есть целая статья. Ее можно найти здесь: 7 интересных фактов о римском сотнике, который командовал распятием Христа. Не менее известен сотник Корнилий, крещеный в Книге Деяний самим апостолом Петром. Корнилий служил в Италийском легионе в Кесарии (статья о Корнилии пока только в планах).

"Наш" сотник по имени, к сожалению, не называется и служит в Галилее, в городе, который Христос называл "Своим". А именно: в Капернауме. Надо сказать, что этот город в I веке н. э. был окружным центром. В городе имелась синагога, таможня. А за порядком следил римский гарнизон.

Капернаумский сотник был родом иноплеменник (не иудей по крови). Тем не менее, иудеев он очень любил. Евангелие от Луки (которое более подробно излагает историю заочного исцеления) свидетельствует, что римский офицер построил для жителей Капернаума синагогу (Лук.7:5).

Очень возможно, что Капернаумский сотник был прозелитом, то есть лицом, обращенным из язычества в иудаизм. А. П. Лопухин высказывает предположение, что римский офицер являлся так называемым "пришельцем врат" (Толковая Библия). Если это так, то сотник мог не исполнять обрядовый закон Моисеев (этот закон соблюдали "пришельцы правды"), но обязательно соблюдал законы Ноя, приносил через священников религиозные жертвы и в Иерусалимском храме имел право доходить до врат притвора (от чего и название - "пришелец врат").

В Новом Завете Капернаумский сотник предстает человеком Боголюбивым, добрым, милым и заслуживающим всяческого уважения. За этого офицера охотно ходатайствуют иудейские старейшины (Лук.7:3). Столь же охотно просят об исцелении слуги сотника его друзья (Лук. 7:6).

2. В какой части он служил? Профессор М. Д. Муретов предполагает, что Капернаумский сотник "находился на службе у тетрарха (Ирода - Христофор+) Антипы" ("Христос как носитель немощей и болезней человечества: Матф. VIII, 1–17). У того самого Ирода (вообще, в Новом Завете есть целых 8 (!) разных Иродов), который оставил о себе недобрую память по связи с Иродиадой и усекновением главы Иоанна Предтечи.

Но, думается, М. Д. Муретов ошибается... Да, Антипа действительно получил от кесаря Тиберия звание тетрарха (четвертовластника), а также право управления Галилеей (с Капернаумом). Да, Антипа правда командовал войском, в которое входили тысяченачальники (Мар.6:21).

Однако царем или абсолютным властителем Галилеи (и Переи) Ирод Антипа не был никогда (хотя и мечтал об этом всю свою жизнь). Рим позволял Антипе только управлять тетрархией и собирать налоги. Ну, еще отмечать дни рождения и тешить себя иллюзией самовластия. И все... А порядок в де-факто римской Галилее поддерживали римские солдаты.

Об этом свидетельствует современная археология. В 2014 году израильский археолог Йотам Теппер нашел новый лагерь VI легиона близ Мегиддо (старый лагерь располагался в Южной Сирии, в Рафанее). Солдаты VI легиона, по мысли Теппера, в I веке н. э. "управляли Галилеей и частью Самарии" (http://ancientrome.ru/archaeol/article.htm?a=474).

Итак, "наш" капернаумский сотник служил в VI Железном легионе.

Центурион VI легиона. Реконструкция. Изображение взято в открытых источниках.
Центурион VI легиона. Реконструкция. Изображение взято в открытых источниках.

3. Чем командовал? И в Синодальном переводе, и в Церковнославянской Библии римский офицер из Капернаума, явивший пример глубокой веры во Христа, именуется "сотником". То же самое видим в оригинальном Новом Завете (на греческом языке). Римский офицер из Капернаума обозначается как "ὁ ἑκατον­τάρχης", что значит "сотник". В Википедии (бесплатной энциклопедии) этот человек именуется "капитаном".

Однако (вот незадача!) в римском легионе такого звания как "сотник" (тем более, капитан) просто не было... Роли командиров исполняли центурионы (младшие и средние офицеры) и трибуны (старшие офицеры). Центурионы обычно командовали центуриями (60 человек), манипулами (120 человек) и когортами (360-550 человек). А трибуны занимали различные должности при штабе легата (командира легиона).

Каким же подразделением командовал наш "капитан", точнее центурион? Заметим, что в "Вульгате" (латинской Библии) "сотник" называется именно "centurio" (и это правильно). Центурией? Манипулом? Когортой?

Скорее всего, когортой. То есть подразделением, включающем в себя 360-550 человек. Почему так? Потому что в случае с другим "сотником" - Корнилием - мы видим его не командиром центурии (манипула), но командиром когорты (Деян.10:1). "Вульгата" представляет Корнилия старшим центурионом. Вот цитата с подстрочным переводом:

"Vir (муж, мужчина) autem (но) quidam (некий) in (в) Caesarea (Кесарии) nomine (именем) Cornelius (Корнелий), centurio (командир, центурион) cohortis (когорты), quae dicitur (именуемой, нарицаемой) Italica (Италийская)" (Деян.10:1).

Итак, если "сотник" Корнилий командует когортой в Кесарии, "наш" "капитан" точно так же может командовать когортой и в Капернауме...

Тем более, потому что центурии и манипула просто недостаточно для подавления возможного городского бунта. А вот когорты достаточно. Почему римляне и ставили в окружных городах по когорте. А в больших городах (вроде Иерусалима) ставили двойную когорту (Деян.21:31).

4. Почему сотник так заботится о слуге? Сила веры Капернаумского "капитана" всегда была для меня загадкой... До написания этой статьи я не понимал: как римский воин мог явить пример глубочайшей веры во Христа, заботясь о чужом для него человеке - слуге? Или даже рабе.

А теперь понимаю... Дело в том, что сотник, скорее всего, заботился не о чужом человеке. А о родном. Он заботился, как думается, о своем сыне. Почему так? Потому что в Синодальном переводе (у Матфея) имеется неточность. В нем больным, по сотнику, оказывается "слуга" (Матф.8:6).

Однако в Церковнославянской Библии больным, по словам сотника, оказывается совсем не слуга, а "отрок". Сотник говорит: "Го́споди, о́трокъ мо́й лежи́тъ въ дому́ разсла́бленъ, лю́тѣ стражда́" (Матф.8:6). Того же "отрока" видим в греческом тексте. На месте "слуги" стоит "ὁ παῖς", что значит "ребенок", "дитя", "мальчик" (греческо-русский словарь "Glosbe"). В "Вульгате вместо "слуги" стоит "puer", что означает "ребенок", "мальчик", "сын", "молодой слуга" (Большой латинско-русский словарь).

Итак, сотник совершенно однозначно заботится не о слуге, а о мальчике. И этот мальчик, очевидно, - никто иной, как сын капернаумского сотника. Во всех Библиях римский офицер называет ребенка "своим": "о́трокъ мо́й", "ὁ παῖς μου". Из Евангелия от Луки мы узнаем, что сотник "дорожил" отроком (Лук. 7:2). А также считал его своим домочадцем (Лук.7:6).

Исцеление слуги сотника. Роспись. Изображение взято в открытых источниках.
Исцеление слуги сотника. Роспись. Изображение взято в открытых источниках.

Неубедительно? Обратимся к Евангелию от Иоанна. В 4 главе этого Евангелия приводится еще одна версия заочного исцеления в Капернауме. Эта версия, по сути дела, повторяет сообщение синоптиков: Матфея и Луки (правда, вместо римского сотника появляется царедворец). И в этой версии царедворец (сотник) просит исцеления не слуги, а сына: "Господи! приди, пока не умер сын мой" (Иоан.4:49). И Иисус исцеляет не слугу, а сына, говоря: "Пойди, сын твой здоров" (Иоан.4:49). В Церковнославянской, греческой латинской Библиях опять видим сына...

Таким образом, Капернаумский сотник проявляет не простую, но отеческую заботу об отроке. И эта любовь к сыну столь сильна в отце, что последний готов поверить Иисусу на слово и получить исцеление заочно.

Итак, Капернаумский сотник, точнее, центурион, представляется не обыкновенным язычником, но прозелитом (обращенным), "пришельцем врат". Он служил в VI Железном легионе и командовал в Капернауме римской когортой. Исцеленный Иисусом слуга приходился сотнику сыном (возможно, раньше у центуриона был целый роман с местной женщиной).

А что думаете о Капернаумском сотнике вы, дорогие читатели? Действительно ли он служил в VI легионе, командовал когортой и имел сына от местной женщины? Оставляйте комментарии (мне интересно знать ваше мнение), не забывайте про лайки (они способствуют продвижению канала) и подписывайтесь на канал «Христофор+».

Читайте также другие статьи:

Какое Копье Судьбы (из 4 известных) принадлежало сотнику Лонгину?

Какой город Иисус Христос называл "Своим" (Матф.9:1) и почему

Зачем Христос до Крещения жил в Назарете - самом презираемом городе Галилеи?