Мы с вами продолжаем беседовать о том, что такое воображение и нужно ли его развивать у детей. К сожалению, многие воспринимают воображение очень однобоко: это, мол, способность создавать какие-то беспочвенные фантазии и витать в облаках, поэтому в жизни она не пригодится. О том, почему это не так, мы говорили в прошлой статье, а сегодня поговорим о другом важном вопросе: а как понять, развито у моего ребенка воображение или нет?
Прежде, чем говорить об этом, надо упомянуть, что воображение бывает нескольких разных видов. Соответственно, у разных людей может быть развит тот или иной вид воображения. Наверняка вам знакома классификация человеческой психики в зависимости от ведущего способа восприятия действительности - людей делят на аудиалов, визуалов и т. д. С видами воображения всё обстоит сходным образом: выделяют вербальное (речевое), невербальное (преимущественно визуальное, зрительное), музыкальное или звуковое (придумывание новых звуковых сочетаний), эмоциональное (представление тех или иных чувств) и даже двигательное воображение. Последнее связано с умением создавать новые движения на основе старых и, на самом деле, мы достаточно часто его применяем на практике, хотя и не осознаем - двигательное воображение особенно важно для детей 1-2 лет, а далее его значимость падает.
Обычно в том или ином возрасте у большинства людей доминирует определенный вид воображения, но на его развитие могут влиять и личностные особенности, такие как тип темперамента или уже упомянутый ведущий способ восприятия. Но в целом в возрасте 2-3 лет помимо двигательного на сцену выходит эмоциональное воображение. В это время ребенок обычно начинает повторять знакомые ему простые действия с игрушками (купать, укладывать спать, кормить и т.п.). Часто именно в этот период появляются воображаемые друзья (положительные эмоциональные образы) и страхи (отрицательные эмоциональные образы). С 4-5 лет ведущими становятся такие типы воображения как зрительное (ребенок способен представить и нарисовать тот или иной образ) и вербальное (ребенок способен придумать и описать сюжет игры, сочинить простую историю и т.д.). Роль двигательного и эмоционального воображения снижается.
Мы продолжим говорить о воображении в следующих статьях. Оставайтесь с нами!