Найти тему
Авто Энциклопедия

Трехглазый постовой. История советского светофора

После образования СССР светофоров в стране не было ввиду малочисленности автотранспорта. Первый появился лишь в конце 1930 года в Ленинграде, и лишь спустя почти год – в Москве, так как живые регулировщики на перекрестках оживленных городов уже с трудом справлялись со своей задачей. У таких электрических приборов не было желтого циферблата, зато имелась стрелка. Причем управлялись они в ручном режиме все теми же регулировщиками. В дальнейшем модернизация светофоров пережила несколько этапов, каждый из которых интересен по-своему.

-2

Экспериментальные 1930-е

Пока большевики проводили исторический эксперимент над собственным народом, советские транспортники в первой трети прошлого столетия с не меньшим рвением старались модернизировать конструкцию светофоров. Например, появились трехцветные подвесные регулировщики, которые подвешивались посередине проезжей части вплоть до 60-х годов. В принципе, они никому не мешали, но с увеличением транспортного потока некоторые водители их не видели. Пришлось таким светофорам перекочевать на спецмачты, стоявшие на тротуарной части.

Экспериментальный прибор был сделан в виде круглых пластин, очень похожих на циферблаты часов, разделенных на три секции. Кому ехать, а кому нет, указывала стрелка, перемещавшаяся в соответствующий сектор. Для лучшей видимости ночью светофор изнутри подсвечивался лампами накаливания, но и это не всегда спасало – уж очень трудно было заметить стрелку. Да и в целом конструкция оказалась ненадежной, поэтому пришлось от нее отказаться.

-3

Послевоенные варианты

Советский ретро-фильм «Улица полна неожиданностей» 1957 года весьма оправдывает свое название. Уже хотя бы потому, что в нем есть кадры с крупными планами светофоров той поры, у которых зеленая секция располагалась вверху. Причем такое правило ввели сразу после войны, а отменили только в 1958-м. И никого не смущало, что красный цвет революции был в самом низу… Как и то, что такие светофоры не моргали. Кроме того, при смене разрешающего-запрещающего света желтый совместно с одним из них не загорался. То есть порядок явно не «левацкий», а строго армейский: зеленый – желтый – красный. И лишь в темное время суток наступала власть исключительно желтого цвета, который одиноко моргал при отключении других.

-4

На пути к современности

Характерная черта следующего поколения светофоров начала 60-х – простота и дешевизна конструкции. В стране начали производить не объемные корпуса кубической формы, отличавшиеся надежностью, а прямоугольные и менее массивные. Именно в ту пору регулировщики внешне стали напоминать железнодорожные светофоры, только без фонового щита, который помогал человеческому глазу лучше различать цвета при солнечной погоде.

Разумеется, к тому времени усложнились ПДД, и это стало причиной добавления к стандартным светофорам отдельных секций для точного указания движения на перекрестках. Они располагались сбоку корпуса либо слева-справа, а то и вовсе по обеим сторонам.

-5

Развал СССР и «лихие» 90-е

Очередная смена электрических регулировщиках стартовала в середине 70-х и продолжалась до 2000-х, когда уже СССР скромно развалился… Однако именно в эпоху застоя и перестройки автомобильные светофоры обрели привычные черные корпуса, стали более мощными и видными издалека. То есть на них уже не экономили, устанавливая большие лампы, недешевые стекла. И неважно, что в стране расцвела «малина», когда многие парни мечтали попасть в бригаду, а девочки стремились стать валютными путанами… Как говорится, ПДД никто не отменял!

-6

Трехглазый постовой.