Картину относят к течению экспрессионизма, причем к одному из шедевров. Почему? Давайте разберемся.
Экспрессионизм.
Экспрессионизм, как известно, не только живопись. Это и поэзия, и драматические действа, и даже кинематограф. Впрочем, лучше сказать, это вообще глобальное течение в искусстве начала XX-го века. Но нигде он так ярко не выразился, как в живописи.
Сам термин довольно спорный, он вбирает в себя настроения постимпрессионизма, фовизма и даже символизма. Вообще все "измы" друг от друга отталкиваются, подчас друг-друга вдохновляют и иногда одно и то же произведение может относиться к двум или трем, а то и более направлениям и течениям. От постимпрессионизма здесь - стремление запечатлеть не только ускользающий момент, но и придать с помощью цвета, а главное, выразить с помощью него какую-то более конкретную, вечную форму этого момента, в отличие от "растушевывания" классического импрессионизма. Сейчас уже не нужно отходить от картины на особое расстояние, чтобы солидные раздельные мазки слились воедино, соединение уже произведено. Фовизм проявляется здесь непосредственно в оперировании более цветом, чем формой, например, оперирование лишь цветом для создания иллюзии глубины. Ну а символизм этой картины характеризуется наличием в ней какого-то скрытого переживания, запечатленного художницей, оперировании цветом как символом.
Интеллектуальная часть.
Цвет - это не просто настроение - это средство управления человеческой психикой. Первое, что тут бросается в глаза - красный цвет города, но уже секунду спустя мы замечаем, что деревья к нам еще ближе, они здесь самые темные. Человек привык, что все то, что ближе - более темное, а то, что дальше - более светлое. То есть чем дальше к горизонту удаляются объекты, тем бледнее они нам кажутся. Потом глаз снова переходит к городу. Цвет тут доминирующий - красный, а теплые и яркие цвета тоже всегда кажутся ближе к нам и в них меньше глубины (по отношению к холодным и более темным, которые создают глубину). В данном случае с городом - он ближе, чем горы (что еще подчеркнуто цветом), но дальше, чем деревья. Создается иллюзия глубины, но вы посмотрите: два деревца находятся уже в городе, таким образом создавая у нас в голове взаимопроникновение пространств. Очень сложно опять же отвлечься от этих деревьев и направить свой взгляд к дальней части загадочного города и к горам. Амбиции земли* (*деревья), написанные в экспрессивной манере, стараются немедленно поднять нас вверх, но мы все же пока отвлечемся от них и пойдем дальше...
Вот город спускается к левой части картины в долину и там находится самая близкая к нам гора, которая тоже расположена в левой части. Она темно-синего цвета, на вершине расположено какое-то строение и по отношению к синему и голубому оттенкам дальних гор, тоже находится ближе. И вот тут-то стоит сказать об еще одном приеме в этой картине - пересечение перспектив. Как только мы от этой горы поднимем свой взгляд выше, то увидим гору голубовато-белого цвета, на этом диагональ движения из правового нижнего угла картины в левый верхний очень хорошо выражена. Но тут опять деревья, и кажется, ветер дует именно в правую сторону из левого нижнего угла в правый верхний. Три птички тоже на ветре и изображены довольно далеко, что заставляет нас задуматься, пусть даже неосознанно, "А насколько далеко они могу улететь?" Так что динамики здесь много.
Эмоциональная часть.
Мы видим город как те три птички справа над городом. Я бы даже сказал так: Это ощущение себя - ветром, который проносится сквозь навек замерзшую горную долину над городом, который уже давно покинут, но своим видом он манит и как будто говорит, что в нем еще много загадок. Картина в целом создает впечатление загадочности, иногда даже кажется, что это находится не на Земле, а на какой-нибудь другой планете. Очень много синего цвета. Этот цвет если не грусти, то во всяком случае задумчивости, которая впоследствии может перейти в легкую меланхолию. А город тоже недаром нарисован красным. Как никак - цвет крови, которая символизирует жизнь.
Но здесь не осталось ничего кроме льда, холодных красных камней (если это действительно камни) и насквозь промерзших стволов деревьев, которые, возможно, знают как все начиналось, но настолько промерзли, что не хотят с нами говорить. И только три птички - намек на то, что это место когда-то было живым.
Эмоциональную часть передать сложнее. Так что, воспользуйтесь этим ключом и продолжайте двигаться дальше, используя свои фантазии, заставьте этот город говорить с вами. Каждому он скажет что-то свое. Ведь картина - это отдельный кусок целого мира...
---
20.03.2014
#Искусство #экспрессионизм #искусствоведение #художник