Найти тему
Красное Солнышко

Бить или не бить?

Древнегреческий философ Платон был приверженцем телесных наказаний
Древнегреческий философ Платон был приверженцем телесных наказаний

Я рискую прослыть ретроградом, садистом, бездушным человеком, но постараюсь всё-таки озвучить и по мере возможности вынести на всеобщее обсуждение вопрос о применении физического (телесного) наказания при воспитании детей.

Помню, что в классе пятом, а может сразу по его окончании, я, не спросив разрешения у родителей, пошёл с ребятами в какой-то сад (колхозный, кажется, не суть важно) воровать вишню (или черешню). Плохо мы поступили? Конечно, неправильно и плохо.

В итоге нас тогда «застукали» сторожа и мы разбежались кто куда. Другие ребята достаточно быстро нашлись, а я был в том саду в первый раз и заплутал. Искали меня родители с другими взрослыми. Нашли уже ночью.

Ох, и выдрал же меня тогда отец! Матушка еле его от меня оттащила. А мораль всей этой истории? Считаю, что отец поступил правильно, наказав меня, в результате чего я больше по чужим садам не лазил, т.к. запомнил отцовскую учёбу на всю оставшуюся жизнь.

Точно также нас несколько раньше отучили, классе этак в первом, от курения. Показательно. что попались-то мои дружки на курении, я лично не попался. Их отодрали, как раньше говорили, «по первое число». А курить бросили мы все вместе (я в том числе), как и начали.

Вот такой был действенный метод воспитания! Можно к нему по-разному относиться. Можно возмущаться, осуждать, пытаться учить и переучивать, можно восхищаться. Одно несомненно - метод физического наказания на нас действовал. Замечу, действовал на большинство, но не на всех. Были и такие, которым порка была, как с гуся вода. Таких детей, очевидно, необходимо воспитывать какими-то другими методами и приёмами.

И ещё одно небольшое замечание: я всё-таки говорю больше о мальчиках. Девчатам в наше время, знаю, тоже доставалось, но меньше. Девочки, всё-таки существа более тонкие и ранимые, поэтому к ним в большинстве случаев другие подходы нужны.

А вот теперь вернёмся к обсуждения того вопроса, который стоит в заголовке статьи, с некоторым уточнением: можно ли применять физические (телесные) наказания с целью воспитания детей? Я на этот вопрос уже ответил (если кто не заметил), что можно.

Добавлю ещё некоторые уточнения от себя лично:

· физические наказания должны применяться лишь за определённые проступки или в тех случаях, когда наказываемый ребёнок заранее предупрежден о том, что за такое нарушение он получит «люлей»;

· это должно быть наказанием, но не избиением, в частности, родитель, наказывающий ребёнка должен быть вменяемым (трезвым), а не «под мухой», что в любом случае недопустимо;

· наказание должно иметь своей целью получение определенного воспитательного эффекта, поэтому если его не наблюдается, то и наказывать ребенка физически не имеет никакого смысла, нужно искать другие методы и подходы к ребёнку;

· наказание не должно ставить своей целью унижение подростка и не должно унижать его, особенно в глазах его сверстников; лжегероя или лжемученика также из него делать не нужно;

· физическое (телесное) наказание должно применяться в исключительных случаях, т.е. тогда, когда необходимо что-то сделать, например, срочно, а на убеждение просто элементарно нет времени, а ребёнок, сознательно или по каким-либо другим причинам ни в какую не хочет слушаться и подчиняться родителям;

· если есть возможность обойтись другими методами и способами воспитания, то физически ребёнка наказывать также нет никакой необходимости;

· физическое наказание – это не для всех и не про всех, есть категории как детей, так и их родителей, для которых такой вид наказания неприемлем вообще;

· ни в коем случае нельзя применять физические (телесные) наказания, если этим наносится существенный ущерб физическому или психическому здоровью ребенка;

· родительское воспитание в своей основе должно строиться на любви к детям и к каждому отдельно взятому ребёнку.

-2

Интересна история применения телесного (физического) наказания в педагогике. Ранее отношение к физическим наказаниям было совсем иное. Многие основатели мировой педагогики, такие как Абу-Хамид аль-Газали (1058 – 1111), Томас Мор (1478 – 1535), автор русского «Домостроя» протопоп Сильвестр (XVI в.), Ян Амос Коменский (1592 – 1670), рассматривали телесные наказания как совершенную необходимость в воспитании детей, указывая при этом в своих сочинениях, что не следует ими злоупотреблять, причинять опасные травмы и воздерживаться от морального унижения ребенка.

К физическим (телесным) наказаниям в воспитании относились как к вынужденной мере вроде причинения боли при лечении болезни. Дело это считалось естественным и полезным, поэтому даже богатые люди часто поручали воспитание и наказание детей своим рабам и слугам, не видя ничего унизительного в том, что их благородного ребенка сечёт человек низший по социальному положению. В своих мемуарах известные общественные и государственные деятели Средневековья, например, как о чем-то обыденном рассказывают, как их наказывали в детстве.

Однако с XVIII в. в Европе появляется для того времени новая педагогическая идея о том, что ребенка можно правильно воспитать без применения физических наказаний. Поначалу ее придерживались только некоторые аристократы – поборники Просвещения. В последующем эти идеи получили распространение и в более широких массах.

При всём при том ещё в середине XX в. телесные наказания в европейской семье воспринимались на всех социальных уровнях как нечто обыденное и естественное. Лишь начиная с 70-х годов XX в. наметилась стойкая тенденция к сокращению частоты применения телесных наказаний к детям. В этом уже не видели особой необходимости, как в старину, а применение телесного наказания, стали считать, в основном приводит к потере доверия в отношении родителей и воспитывает агрессивность у подростков.

Начиная с 1979 г. телесные наказания детей вообще, в том числе в семье, были законодательно запрещены в Швеции. Не позднее восьмидесятых годов ХХ века они запрещаются в европейских школах. Только в консервативной Великобритании педагоги и родители учащихся боролись за физические наказания вплоть до 2003 г.

С принятием в 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах ребенка страны Европы идут на решительные шаги против телесных наказаний детей, и одна за другой по примеру Швеции запрещают телесные наказания в семье. В настоящее время в большинстве европейских стран физические наказания детей полностью запрещены.

Интересно, что по данным социологических опросов большинство жителей Великобритании против запрета на телесные наказания детей, а многие до сих пор мечтают вернуть их в школу.

В США, оплоте демократии и всех западных ценностей, и одной из двух стран (наряду с Сомали), не подписавшей Конвенцию о правах ребенка, телесные наказания в той или иной степени разрешены в семье во всех штатах. В большинстве южных штатов разрешены телесные наказания и в школах.

В настоящее время из стран мира наиболее распространены физические (телесные) наказания в семье в Китае, Индии и Пакистане. Телесные наказания применяются также и в большинстве мусульманских стран. Ислам, в отличие от христианства и иудаизма, специально не предписывает бить детей (за исключением случаев, когда их нужно заставить выполнять обязательную молитву), однако закрепляет за родителями и наставниками это право.

Итак, многие века люди применяли физические (телесные) наказания – и ничего, всё было нормально, без каких-либо особых проблем. А вот за какие-то пару десятков лет человечество настолько сильно изменилось, как считается в лучшую сторону, что теперь вопрос о возможности или невозможности применения физического (телесного) наказания уже даже и обсуждать нельзя. Для современного мира – это табу.

А с чего бы это вдруг? Наркомания, алкоголизм, проституция, педофилия, различного рода сексуальные извращения, извините, цветут и пахнут; насилие, применяемое со стороны государства в отношении граждан также никуда не исчезло. Педофилы, зоофилы и прочая нечисть скоро будут устраивать у нас на улицах демонстрации, митинги, карнавалы и прочее, а обычные нормальные люди (лет этак через пятьдесят) будут сидеть и не рыпаться, глядя на эти шабаши. И это называется прогрессом? Нет, это настоящий цивилизационный регресс, откат ко временам поздней Римской империи с её публичным развратом и разного рода языческими непристойными культами.

Я вообще сомневаюсь, что современные люди, в первую очередь на Западе, способны на какие-либо высоконравственные поступки, такие как, например, пожертвовать своей жизнью ради ближнего, закрыть грудью амбразуру дота, взорвать себя вместе с врагами, ну и т.п. А лет через 50, этого не будет и в помине уже нигде. И очень хорошо, если я ошибаюсь.

Так почему я обратился к порокам современного общества? А по одной простой причине: те люди, которые полностью деградировали, не имеют никакого морального права навязывать свою точку зрения оппонентам. Нет у них такого права! И никакого авторитета также нет! Тем более, что таких людей у нас в России пока ещё меньшинство.

Тогда спрашивается, какого рожна мы этих людей слушаем?!

И последнее. Я ни в коем случае не призываю к тому, чтобы вернуть какие-то обязательные физические наказания в отношении детей. Речь идёт лишь о том, чтобы снять неизвестно кем наложенное табу на возможность дискуссионного рассмотрения вопроса о целесообразности и правомерности применения физического (телесного) наказания детей в российских семьях.

Подписывайтесь на канал «Красное Солнышко». Ставьте лайки, оставляйте свои комментарии. Ваше мнение очень важно!