Семидесятые годы французской комедии прошли под знаком Пьера Ришара - талантливейшего комика, поднявшего комедию до невиданного уровня. В фильме "Высокий блондин в чёрном ботинке" впервые появляется его персонаж Франсуа Перрен - недотёпа, растяпа, рассеянный "с улицы Бассейной", но очень добрый и беспредельно наивный парень. Всего фильмов с этим персонажем пять, - и мы их обязательно вспомним со временем.
Музыку к фильму написал один из моих любимейших французских кинокомпозиторов - Владимир Косма. Его появление в титрах для меня всегда означало, что фильм надо смотреть, ибо, каким бы ни был сам фильм, музыка к нему будет замечательной.
Бернар Милан (Бернар Блие), заместитель начальника французской контрразведки, копает под своего шефа - Луи Тулуза (Жан Рошфор), желая его сместить. Чтобы спровоцировать скандал, Бернар направляет в США своего агента - тот специально подставляется на провозе героина и, попав в полицию, "признается" на детекторе лжи, что является посыльным контрразведки.
Из-за случившегося скандала Тулуз вынужден прервать отпуск и приступить к расследованию Параллельно он обнаруживает "жучки" у себя дома. Прослушка наталкивает Тулуза на мысль вывести предателя на чистую воду путём обмана. Перраш (Поль ле Персон), помощник шефа, получает задание - приехать в аэропорт и инсценировать встречу с якобы тайным агентом (а на самом деле - случайным человеком).
Таким случайным человеком оказывается скрипач Франсуа Перрен (Пьер Ришар) - он привлёк внимание Перраша необычным внешним видом: один его ботинок был чёрным, а другой - светло-коричневым. И с этого момента начинаются злоключения ничего не подозревающего Перрена, попавшего как кур в ощип. За ним следят люди Милана, всё более убеждающиеся в том, что Перрен действительно суперагент, а сам Франсуа обходит все ловушки - ему необыкновенно везёт... хотя каждый раз он буквально висит на волоске.
В передрягу попадает и друг Перрена - Морис Лефевр (Жан Карме): вот только Морису не так везёт - и для него события становятся куда более опасными.
Пересматривая фильм, который не видел уже много лет, я не раз улыбнулся - хотя, конечно, такие истории особенно прекрасны в первый раз, ибо множество неожиданностей, подстерегающих и героев, и зрителя, придают особое комическое очарование. Без неожиданностей уже не так интересно, но... всё-таки, скажу, что я не разочаровался - тем более, что впервые посмотрел полный вариант фильма, без купюр советского проката.
Не могу сказать, что вырезали важные эпизоды, но при их наличии картина точно шла бы по разряду "детям до 16". Киношному начальству СССР не откажешь в мудрости - "Блондина" оценили, в первую очередь, молодёжь и подростки, без последних кассовые сборы были бы куда меньше.
Любопытный момент - фильм "Высокий блондин в чёрном ботинке" был одновременно пародией на истории про Джеймса Бонда и сатирой на французскую полицию, наши зрители не знали ни того, ни другого, но картину оценили достаточно высоко - что само по себе говорит о таланте создателей этой комедии.
И вот еще что... такая мысль не могла мне прийти в голову ни в 70-е, ни чуть позже, а сейчас она крайне актуальна в связи с массовым психозом, связанным с "чипированием", "прослушками" телефонов и прочим параноидально-конспирологическим бредом. Ребята... если спецслужбам понадобится выкопать о вас всю подноготную, они это сделают и без чипов.