Николай Васильевич Гоголь не зря считается самым мистическим писателем русской литературы. Такую славу принесли ему как его произведения, полные сказаний о ведьмах, чертах и русалках, так и сам образ его жизни - изолированной, тайной, одинокой - и загадочная смерть.
Наверняка вы слышали версию о том, что Гоголь не умер, а лишь погрузился в глубокий летаргический сон и был похоронен заживо, чего так боялся всю жизнь. Но правда ли это? Неужели с классиком могли поступить так жестоко?
Мы решили провести собственное расследование, день за днем прослеживая хронику последних дней писателя и историю зарождения знаменитой легенды о летаргическом сне. Мы постараемся воспроизвести последние события в жизни Гоголя и понять, есть ли основания верить в то, что в момент своей смерти он был еще жив.
Материал выйдет в четырех частях. Подписывайтесь и ставьте уведомления, чтобы не пропустить продолжение.
21 февраля 1852 года. Дом графа Александра Толстого
После продолжительного голодания и неизвестной болезни умирает Николай Васильевич Гоголь. Тело готовят к отпеванию. Через три дня, 24 февраля, Гоголя хоронят на кладбище Данилова монастыря в Москве. За несколько дней до этого скульптор Рамазанов успевает снять посмертную маску.
31 мая 1931 года. Кладбище бывшего Данилова монастыря
Прошло почти 80 лет. К 1931-ому году монастырь уже год, как закрыт советской властью, но некоторые могилы, в том числе известные, все еще остались в его земле. Одна из этих могил принадлежит Гоголю. Тело писателя решено эксгумировать и перенести на Новодевичье кладбище. Один из участников эксгумации – писатель Владимир Лидин.
1991 год. Журнал «Российский архив»
С момента перезахоронения костей Гоголя прошло еще 60 лет. В журнале "Российский архив" выходит статья того самого Владимира Лидина под названием «Перенесение праха Н. В. Гоголя». Из нее читатель узнает сенсационные сведения: оказывается, что тело Гоголя перенесли на Новодевичье кладбище не полностью. В могиле отсутствовал череп писателя. Читатель изумлен и пытается найти дополнительную информацию. Но вот незадача: Лидин, автор статьи и свидетель эксгумации, уже мертв, статья вышла посмертно. Однако остались его ученики и один из них беспрекословно утверждает:
«Гоголя похоронили заживо! То, чего он так боялся - свершилось»
Читатель в шоке: классика похоронили живым! Отсюда и повернутая на бок голова, о которой рассказывал один его знакомый, тоже студент Литературного. Получается, Николай Васильевич пытался выбраться из могилы, но не мог?..
С тяжелыми думами и неумолимым желанием докопаться до правды читатель углубляется в тему и отматывает время вспять…
Январь 1852 года. Дом А. Толстого.
Гоголь, живущий временно в доме графа Александра Толстого, чувствует себя вполне удовлетворительно. Он пишет второй том «Мертвых душ» и написал уже 11 глав. Еще чуток и можно печатать. Но прежде необходимо сходить в театр к актерам, посмотреть, как там играют его «Женитьбу».
26 января 1852 года
В возрасте 35 лет от неизвестной болезни скоропостижно умирает Екатерина Михайловна Хомякова, самый близкий и дорогой друг Гоголя. Он знал, что она болела и потому внимательно следил за действиями врачей, которым никогда не доверял. А еще он знал, что Хомякова беременна восьмым ребенком. Профессор судебной медицины Аркадий Альфонский, наблюдавший больную, случайно произносит: «Надеюсь, что ей не давали каломель, который может ее погубить?». Но Гоголь знает, что каломель (ртутьсодержащее лекарство, употребляемое против запоров) больной как раз-таки давали. У нее брюшной тиф и принятое слабительное может привести к воспалению. Однако, оно наступает уже на поздних стадиях болезни и Хомякова умирает не от воспаления, а от сердечно-сосудистой недостаточности. Но Гоголь тогда этого не знает.
27 января 1852 года
На панихиде по Хомяковой Гоголь стоит как «восковый». У него глубокая депрессия. Видно, что он скорбит сильнее вдовца и близких друзей. На похороны, однако, писатель не приходит. Этот день он проводит дома. Один.
1 февраля 1852 года
Знаменитый московский врач Овер приезжает к хозяйке дома Аксаковой. Они говорят о Гоголе. Аксакова отмечает, что ему очень тяжело и он словно не здоров, но Овер отвечает: «Не приведи бог его лечить, это ужасно!». Он знаком с Николаем Васильевичем и неспроста считает его трудным пациентом.
Тем временем Гоголь уже несколько дней сидит в своей комнате, отказывается от пищи и усиленно молится. Даже ночью он не ложится с постель. Вот уже 11 лет он не ложится и спит на кресле, считая, что постель станет его смертным одром. Он много беседует с отцом Матфеем – ржевским проповедником, который приехал ненадолго в Москву и остановился у Толстого. Их взгляды внезапно расходятся.
Для Гоголя театр – искусство, его произведения ставят в театре. Для Матфея же театр – зло и искушает душу. Для Гоголя Пушкин – гений и учитель. Матфей говорит: «Отрекись от Пушкина!». Гоголь после смерти Хомяковой ищет поддержки. Матфей же говорит, что истинная вера познается в аскетизме. Гоголь и сам готов поститься, а Матфей его поощряет, забывая, что писатель нездоров и резкие смены питания ему не к чему.
5 февраля 1852 года
Матфей уезжает. Николай Васильевич еще больше погружается в депрессию: он отказывается от еды и съедает лишь несколько ложек овсяного супа на воде или капустного рассола в обед. Всю Масленицу Гоголь рано встает, идет пешком в церковь, спит час в своем кресле и молится ночи напролет. 7 февраля он уже был слаб и шатался на ходу.
Ночь с 7 на 8 февраля 1852 года
Гоголя посещают видения. Ему чудится, что он умирает, что он уже в аду. Перепуганный слуга будит хозяина дома, тот посылает за профессором Иноземцевым, который ставит писателю диагноз: хронический колит.