Приветствую тебя, любопытный читатель :) сегодня у нас на повестке дня: развитие эстетики в работе архитекторов. Читайте до конца, будет интересно 🧐
Среди множества компонентов, составляющих архитектурный замысел, особое значение следует придавать технологии строительства. Наличие определенных строительных материалов, таких как глина, камень, древесина повлияло на технологию строительства, что видно, например, в каменной кладке, сводах, деревянном каркасе. Важно понимать, что это не единственный компонент архитектурного дизайна. То, что архитекторы делают для создания привлекательных зданий, составляет изучение архитектурной эстетики.
Эстетика, то есть наука о красоте, изначально была частью философии. В настоящее время она возведена в ранг самостоятельной научной дисциплины, но ведущие ученые по эстетике и сегодня являются философами.
Основными областями эстетики всегда были литература, искусство, музыка. В наши дни эстетика занимается также кинематографом, промышленным дизайном и развлекательными мероприятиями. Известная ранняя публикация об архитектурной эстетике была написана римлянином Витрувием. Майкл Хоули отмечает, что порядок Витрувия (которому более 2000 лет) имеет finitas (здания должны быть конструктивно прочными убежищами), utilitas (они должны соответствовать человеческим потребностям) и venistas (они должны быть красивыми, как Венера). За ним последовали в эпоху Возрождения Палладио, в первой половине ХХ века Ле Корбюзье, а в период 1960–2000 гг. Цеви, Вентури, Дженкс, Эйзенман и другие.
После Второй мировой войны некоторые авторитетные издания подвергли критическому анализу городскую жизнь и архитектуру. Их авторами были Джейн Джейкобс («Смерть и жизнь американских городов»), Роберт Вентури, Паоло Портогези. Был введен постмодернизм, и архитектура была одной из первых областей, где постмодернизм изучался и инициировался. «Значение» и «знаки» архитектурных форм исследовались вместе с применением теории семиотики (т. е. изучения знаков), а также лингвистики. Одним из результатов такой научной работы стало создание деконструктивистской архитектуры. В целом можно постулировать, что если архитектурная эстетика развилась в самостоятельную дисциплину, то на переднем крае этой дисциплины стоит тема исторической архитектуры. А у новой архитектуры эстетика появилась совсем недавно.
Современная архитектура (период с 1920 по 1960 г.) твердо придерживалась принципа, что ей не нужны орнаменты и украшения. Использование современных методов (структурализм, конструктивизм) достаточно для её эстетических целей. Этот рационализм изменился примерно в 1960 году. Иррационализм, а иногда и мистицизм вернули себе место, при этом вернулись орнаменты и украшения.
Скудное использование декоративных форм в модернизме привело к изобилие форм. Иногда это приводило к «сверхманьеризму» и «фасадизму». Некоторые из ранних зданий, спроектированных Робертом А.М. Стерн, Рикардо Бофилл, Чарльз Мур и Майкл Грейвс принадлежат к такой категории. Еще одним примером является муниципальная гимназия Фудзисава, префектура Канагава, Япония, спроектированная Фумихико Маки, которая напоминает шлем воина.
Некоторые сооружения, такие как мосты, башни, бункеры и другие, имеют свою эстетику. Однако в их случае вопрос о компонентах эстетики является более сложным. В течение двадцатого века предпринимались неоднократные попытки определить эстетические принципы новой архитектуры. В качестве примера ниже приведены принципы, изложенные в книге о высотных зданиях:
————————————————————
1️⃣ Искать гармоничные геометрические соотношения в общей структурной схеме. Изучение геометрии, классической архитектуры, основ музыки, основ света и цвета выявит наличие гармоничных и дисгармоничных отношений.
2️⃣ Избегать чисто декоративных элементов.
3️⃣ Избегать поверхностной скульптуры. Попытка лепить может тешить чье-то эго, но результаты таких усилий будут бесполезны даже для его создателя. Если в определенных ситуациях желательны скульптурные элементы, их должен разработать признанный и уважаемый художник, проявляющий здравый смысл и сдержанность.
4️⃣ Плоские, большие, невыразительные и властные поверхности, такие как длинные и высокие стены, непривлекательны и должны быть разбиты четкими геометрическими подразделениями или фигурами.
5️⃣ Что касается бетонных конструкций, многие дизайнеры в поисках эстетического выражения обрабатывают твердый бетон снаружи, чтобы смягчить его внешний вид.
6️⃣ Наиболее честными формами для несущих элементов являются те, которые связаны с характером греческих, дорических, тосканских или ионических колонн и связанных с ними конструкций каркаса.
7️⃣ При выборе между эстетическим выражением или структурными и функциональными возможностями, то для проекта следует выбрать последнее.
Модернизм отрицает украшения и формы исторического стиля. Постмодернизм возрождает украшения, но его представления о гармонии и дисгармонии, скульптуре совсем другие.
Фото из открытого источника интернета
Спасибо за внимание, всем хорошего настроения и здоровья. Подписывайтесь на канал, будет ещё много интересно!