Найти тему
Кинокотик

"Чемпион мира" как пример "кино для Путина"

"Чемпион мира" - это фильм-гомункул: чистейшее продюсерское кино студии "ТРИТЭ", конструкт по лекалам, пластиковый блокбастер с неважно каким набором имен. Режиссером могли взять Кристофера Нолана - и на экране мы увидели бы все то же самое, что и в "Движении вверх", а не в "Доводе". Паттинсон вместо Янковского - и тоже неважно, потому что играть нечего, потому что режиссуры как автосркого почерка нет, потому что оно тут все одинаковое, что мы видели уже сто раз - поэтому вот вам, ложками-ложками.

Помните, насколько интересными, многогранными были персонажи в "Ходе королевы"? Насколько человечными они были? Как интересно были показаны советские шахматисты - как суровые, но люди? Как были показаны сами шахматы - и как после сериала народ ломанулся записываться в кружки? Ну, и всего этого в "Чемпионе мира" нет, потому что тут интересны не люди и шахматы, а ПОДВИГ. Вот есть хороший мальчик Толя - он гений. У гения есть жена, которая, конечно же, просто красивая и мешает его гениальности. У гения есть противник - не меньший гений, но, конечно же, разложившаяся мразь. Есть кровавая гэбня - она тут внезапно хорошая! - и есть власть, которая в гения не верит и ставит ему палки в колеса. Нечеловеческой силой воли гений на чужбине одерживает победу в поединке и летит домой, словно Данила Багров, любуясь облаками над Родиной.

Бедный Ваня Янковский очень старается - это действительно большой персонаж, большая роль, но поскольку он картонный с такими же диалогами, то и выглядит все так, будто Карпов - это бэд трип Дениса из "Топей" (Вань - не сердись!). Диана Пожарская тоже старается и тоже ни в чем не виновата, потому что у нее по сценарию ровно две задачи: вынести мозги и затем волшебным образом помочь. С женскими персонажами у "ТРИТЭ" в целом беда: есть либо мама-святая, либо тупая п***а, либо красотка на заднем плане - и в "Чемпионе мира" есть все три, причем у последней (жены? ассистентки? Корчного) текста нет вообще. Константин Хабенский здесь чисто Джаред Лето в "Доме Гуччи": красочная карикатура. Владимир Вдовиченков в роли министра, кажется, перманентно бредит: "Гроссмейстеры, стойте насмерть, как спартанцы"! Хороши мужики на втором плане: колоритные Сухоруков и Тройник, всякие экстрасенсы, влиявшие на ход матча - но их мало и они настолько очевидно на подпевках по замыслу продюсеров, что положение не спасают.

Я такие проекты называю "кино для Путина" - с кондовыми диалогами "не посрамим!","на что ты готов пойти ради победы?", "не отступать! не сдаваться!", "игра для меня и есть жизнь!" и с внезапным надуванием щек там, где того не ждешь (величественные титры в духе "Игры престолов"). Великое кино для великой страны на самых больших экранах. От реальности там разве что фактология матча - но за нею нет собственно людей. С учетом хронометража 2:25 вся эта пых-пых-агитка - сущее мучение, хотя за Карпова с идущей носом кровью уже начинаешь все-таки переживать просто на автомате.