Случалось ли вам говорить ребенку, что он ведет себя неподобающим образом. То есть он не понимает, что именно сейчас не время для смеха и шуток, а лучше промолчать. Или он в голос хохочет над пожилым человеком, который поскользнулся, упал и растянулся посреди дороги. Или малыш хватает кошку и швыряет ее так, словно она игрушка.
Ребенок как будто не понимает, что переживают другие, он не умеет сочувствовать.
Но это не его вина.
Да, не исключено, что и правда эмпатия у крохи полностью (ну или почти полностью) отсутствует. Но это не значит, что надо его ругать, обвинять, говорить, что он ужасно себя ведет.
Нужно было учить малыша разбираться в своих чувствах, распознавать эмоции других.
Впрочем, можно начать делать это и сейчас. И рассказать о чувствах-эмоциях получится даже в игровой форме.
Для полезной игры понадобится только мячик и сколько угодно участников.
Каждый бросает мяч, произнося начало фразы. А тот, кто его поймает, должен закончить начатое предложение.
Слова могут быть, например, такими:
- Мне нравится когда;
- Я люблю если;
- Я точно расстроюсь, если;
- Мне очень грустно, когда родители;
- Я всегда плачу, когда взрослые;
- У меня сразу поднимается настроение, если;
- Мне страшно, когда я вспоминаю;
- Меня очень злит;
- Если на меня повышают голос, я чувствую;
- Когда меня наказывают, я;
- Когда мама ругается, у меня;
- Я точно испугаюсь, если;
- Мне неприятно, когда родители;
- Я стесняюсь, если;
- Мое настроение портится, когда;
- Я чувствую радость, подъем, если.
Тут просто придется вспомнить все чувства, которые может испытывать человек. Говорить надо как о негативных эмоциях (злость, ярость, раздражение, зависть), так и о положительных (восторг, оживление, уверенность).
Такое упражнение-игра полезно не только для детей, но и для взрослых.
Не всегда просто разобраться в той буре эмоций, которые атакуют ежедневно. А вот появляется возможность в спокойной обстановке разложить все по полочкам. Да еще одновременно сблизиться с собственным ребенком, лучше его понять, больше рассказать о себе.