В этом имени – слово «есень» .
Осень, ясень, осенний цвет.
Что – то есть в нём от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Сень берёзы и синь – рассвет...
Так писал о Сергее Есенине Николай Браун. Голубоглазый юноша с копной пшеничных волос, простой, с "окающим" говорком и смущенным румянцем на щеках - таким предстает "последний поэт деревни" в этих строках. Однако Айседора Дункан, отлично разбирающаяся в людях, при знакомстве с ним дала, наверно, самую точную оценку. Об этом вспоминает Анатолий Мариенгоф - друг Есенина, которому, по одной из версий, было посвящено его последнее, написанное кровью стихотворение "До свиданья, друг мой, до свиданья...":
"Она обвела комнату глазами, похожими на блюдца из синего фаянса, и остановила их на Есенине.
Маленький нежный рот ему улыбнулся.
Изадора легла на диван, а Есенин у ее ног.
Она окунула руку в его кудри и сказала:
— Solotaia golova!
Было неожиданно, что она, знающая не больше десятка русских слов, знала именно эти два.
Потом поцеловала его в губы.
И вторично ее рот, маленький и красный, как ранка от пули, приятно изломал русские буквы:
— Angel!
Поцеловала еще раз и сказала:
— Tschort!"
Ангельское и дьявольское причудливо уживалось в его душе, похожей на темный омут. Сумасшествие окружало его серой тенью и словно ждало момента, чтобы захватить полностью. И эта трагическая тень неведомым образом касалась всех, кто был рядом с Есениным, кто любил его...
Айседора
Бог знает, сколько страданий выпало на долю этой незаурядной женщины! В 1913 году она потеряла двоих детей в немыслимой автокатастрофе. В тот день Айседора с сыном и дочкой, гувернантка и водитель возвращались из гостей (они обедали вместе с отцом мальчика - промышленником Парисом Зингером). Айседора вышла из авто раньше - ей нужно было заглянуть в собственную танцевальную школу по делам, а дети поехали дальше.
На набережной машина едва не столкнулась с такси, но водитель успел вырулить. После этого заглох мотор, и он, забыв нажать на тормоз, вышел проверить неисправность. В этот момент автомобиль, набирая скорость, покатился в сторону Сены. Дети и гувернантка утонули. Есть легенда, что горе Айседоры было столь невыразимым, что она танцевала жуткий танец над телами сына и дочери...
В 1914 году она родила мальчика, но тот прожил всего несколько часов. С тех пор Айседора удочеряла своих воспитанниц, девочек-сирот из танцевальной школы, которые продолжали ее редкое искусство античного танца.
Говорят, Есенин увидел ее, когда она танцевала. У Айседоры был душераздирающий номер - танец с красным шарфом. Она неистово боролась с ним, как с живым существом, и в конце отбрасывала на пол, как поверженного врага. Публика рукоплескала, а внезапно побледневший Есенин сказал Мариенгофу: «Сердце сжимается. Точно это я у нее под ногами лежу. Точно это мне крышка".
Айседора отчаянно хотела тепла! Она бросилась в любовь с Есениным, как в омут, несмотря на большую разницу в возрасте (она была старше на 18 лет), и эта страсть измучила обоих. Формальный брак, заключенный для поездки заграницу в 1923 году, ничего не изменил. В семье учащались скандалы, Есенин неоднократно поднимал руку на Дункан.
Он ревновал ее к славе и жутко переживал, что его воспринимают в других странах лишь как "мужа великой Айседоры". Через год, вернувшись в Москву, они расстались. Причем Есенин, видимо, продолжая ревновать к славе Дункан, был подчеркнуто холоден и постарался причинить боль своей бывшей жене, не скрывая своего романа с Галиной Бениславской. "«Я люблю другую. Женат. Счастлив. Есенин» - такую телеграмму пошлет он ей вслед, когда она покинет Советский Союз. Хотя ни женатым, ни счастливым он в это время не был.
А вот Айседора никогда не позволила себе ни одного дурного слова о Есенине и в его адрес. Напротив, узнав о его смерти, она написала в парижские газеты:
"Известие о трагической смерти Есенина причинило мне глубочайшую боль. У него была молодость, красота, гений. Неудовлетворенный всеми этими дарами, его дерзкий дух стремился к недостижимому, и он желал, чтобы филистимляне пали пред ним ниц. Он уничтожил свое юное и прекрасное тело, но дух его вечно будет жить в душе русского народа и в душе всех, кто любит поэтов. Я категорически протестую против легкомысленных и недостоверных высказываний, опубликованных американской прессой в Париже. Между Есениным и мной никогда не было никаких ссор, и мы никогда не были разведены. Я оплакиваю его смерть с болью и отчаянием. Айседора Дункан".
Она пережила Есенина менее чем на два года. На глазах друзей Айседора села в автомобиль своего нового любовника Бенуа Фалькетто, крикнув им: "Прощайте! Я иду к любви!"(по другой версии "Я иду к славе!"). На ее шее был длинный шелковый красный шарф. Машина тронулась и остановилась в нескольких десятках метров. Айседора была мертва. Конец шарфа попал в колесо и стал для нее смертельной петлей. Все случилось мгновенно...
Кирилл Мариенгоф
Сын Анатолия Мариенгофа, крестник Есенина, чемпион Ленинграда по теннису, подающий надежды писатель, покончил с собой в неполные 17 лет. "Совсем как Сережа!" - воскликнет убитый горем отец, прижимая к себе еще не остывшее тело сына, повесившегося на ручке двери. Есенин был его крестным.
Кира, Кирка - так звали его родители. В тот вечер они вышли на прогулку, а Кирка остался дома. Никакого беспокойства, никаких предчувствий... Мариенгоф сам предложил жене Анне Никритиной "пройти еще квартал". Впоследствии он никогда себе этого не простит, ведь вернись они на 15-20 минут раньше, успели бы спасти сына!
Позже Мариенгоф с болью обратится ко всем родителям:
«Среди его рукописей я обнаружил и новеллу, страшную новеллу о том, что он сделал. С философией этого, с психологическим анализом, с мучительно-точным описанием — как это делают.
Боже мой, почему я не прочел эти страшные страницы прежде? Вовремя?
(…) Отцы, матери, умоляю вас: читайте дневники ваших детей, письма к ним, записочки, прислушивайтесь к их телефонным разговорам, входите в комнату без стука, ройтесь в ящиках, шкатулочках, сундучках. Умоляю: не будьте жалкими, трусливыми “интеллигентами”! Не бойтесь презрительной фразы вашего сына или дочери: “Ты что — шпионишь за мной?” Это шпионство святое».
Причиной самоубийства сына в 1940 году Мариенгоф считал его переживания из-за тяжелой атмосферы всеобщей подозрительности в обществе того времени. Они усугублялись личной драмой: приятели не раз бросали ему в лицо обвинения, что его отец послужил причиной самоубийства Есенина (тогда именно эта версия была в ходу, возможное убийство даже не рассматривалось). Мариенгофа безосновательно обвиняли в доносах на опального поэта, а Кирилл не нашел в себе сил обсудить с отцом эту тему...
Вот так трагическая тень великого поэта легла на судьбы тех, кому он был дорог.
Буду рада вашим комментариям и лайкам, если материал понравился)
#история #литература #судьба #этоинтересно #сергейесенин #айседорадункан