Найти тему
Записки КОМИвояжёра

Как немецкий «Жук» сожрал американские автогиганты

Америка уже давно провозгласила себя тем единственным местом в мире, где каждый может получить то, чего он заслуживает, а реклама создала зримы образ «американской мечты»: загородный коттедж и стоящий возле него роскошный автомобиль.

Американская мечта...
Американская мечта...

Реализовали эту мечту три гиганта из Детройта: Chrysler Group LLC, General Motors и Ford Motor Company. Их концепция была вполне объяснима: они выпускают автомобили, о которых будут мечтать и к которым будут стремиться. Даже недорогие модели должны быть шикарными!

Послевоенный экономический бум вознёс американский автопром до небес: спрос был таков, что американцы впервые встали в очередь за машинами – их не успевали выпускать!

Продолжительный подъём позволил концернам щедро оплачивать сотрудников, поэтому все, кто начал работать в автопроизводстве, были твёрдо убеждены: они обеспечены до конца своих дней. Для них было ясно: работай, и тебя повысят, из-за этого все топ-менеджеры просто со временем переходили из своего кабинета в новый, ещё просторнее и светлее. У компаний были огромные траты на здравоохранение, внушительные пенсии для всех работников и миллионные зарплаты руководителей. Каждый менеджер Chrysler, например, после выхода на пенсию получал в подарок по две машины в год. Пожизненно! Как не вспомнить «золотые парашюты» наших генеральных менеджеров! И как не задуматься: всё закончилось очень печально.

А потом подряд два нефтяных кризиса 60-х и 70-х годов, и в США подписан закон о понижении расхода топлива вдвое! Это был удар!

Детройтский автомобильный дворец зашатался. Ни у кого из американских автогигантов не было опыта в разработке массовых малолитражек. Вместо поиска новых путей «три кита» убеждали себя в том, что они лучшие в мире и никто никогда не достигнет их уровня. Но удара немцев «киты» не выдержали. В США хлынули «Жуки» – Volkswagen Beetle, причём немцы продумали рекламный ход: была запущена целая маркетинговая кампания, посвященная тому, что «Жук» никогда не меняется, т. к. «является идеальной бюджетной машиной». Американцы начали покупать Beetle. Это стало модно. Сначала модель выбирали женщины и начинающие водители. Молодежь, погруженная в культуру хиппи, с презрением относилась к дорогим 5-метровым седанам и с радостью пересаживалась на неприхотливого и демократичного европейского «Жучка», их брали горожане, многочисленные клерки и офисные менеджеры, а руководители Ford, General Motors и Chrysler все еще не видели угрозы со стороны малолитражки, «старые мамонты» в правлении по-прежнему делали ставку на огромные роскошные автомобили с «прожорливыми» моторами.

В борьбу с гигантами вмешалась Япония: в 1965-м Toyota продала в Штатах 6,4 тыс. автомобилей, а в 1973 – почти 400 тыс. машин в год! Причём они имели все привычные потребителю удобства, но были гораздо экономичнее.

«Жуки» сожрали гигантов!

Детройтские автогиганты  сегодня
Детройтские автогиганты сегодня

Деградация всех трех концернов привела к тому, что в 2009-м они обанкротились, попросив помощи у государства, а компанию Chrysler взяли под крыло итальянцы. Что же, отстающих и неповоротливых бьют!