Найти тему
АЗИЯ НАИЗНАНКУ

Как русские сражались у берегов Кореи, и как они там оказались. Дальневосточные истории

Оглавление
uxdozer www.pixabay
uxdozer www.pixabay

Мимо этой истории я не смогла пройти мимо. Ведь она меня нашла сама.

Скажу честно, возможно, я ничего бы и не знала о годовщине памяти неравного боя русских офицеров и моряков у берегов Корейского государства. Но месяцем ранее я была на своей малой Родине во Владивостоке. В Музее им. Арсеньева меня почему-то заинтересовал один экспонат.

А 9 февраля я получила от своего отца, военно-морского офицера запаса, сообщение со ссылкой на песню, которой почти 120 лет.

«Это про ту самую битву у Чемульпо? Почему тогда она так отозвалась в сердцах современников?» - спросила я.

Отец ответил: «Для русских экипажей бой был предрешен! Отступать им было некуда. Русские не сдаются!».

Не российский Дальний Восток в конце 19 – начале 20 веков - Невольный плацдарм для наступления

К концу 19 века Корейская Империя окончила политику изоляции страны. В 1883 недалеко от столицы в Чемульпо (теперь южнокорейский город Инчхон) была открыта международная торговля. А в 1884 году были установлены дипломатические отношения с Российской Империей.

Присутствие русских стало ощутимым на Корейском полуострове.

Для тех, кто первый раз на канале АЗИЯ НАИЗНАНКУ, немного об авторе. Меня зовут Александра. Я – дальневосточница. Жила и работала в Китае. И почти три года прожила в приморском городе Расон в Северной Корее.
Для тех, кто первый раз на канале АЗИЯ НАИЗНАНКУ, немного об авторе. Меня зовут Александра. Я – дальневосточница. Жила и работала в Китае. И почти три года прожила в приморском городе Расон в Северной Корее.

После установления дипотношений, в Чемульпо было открыто вице-консульство Российской Империи. Российские подданные служили в морской таможне. В порту также находились корабли Тихоокеанской эскадры.

В Чемульпо работало представительство морского пароходства Китайской Восточной железной дороги. Пароходство выполняло рейсы из Чемульпо в Порт-Артур, который был передан в аренду в 1898 г. Цинской империей (Китаем) России. Бывший Порт-Артур сейчас один из районов китайского города Далянь.

Годом ранее началось строительство железной дороги от Читы до Владивостока через земли Цинской империи. В 1898 году на северо-востоке Манчжурии была основана русскими строителями станция строящейся железной дороги. Сейчас эту станцию знают как город Харбин.

«Круг» постепенно замыкался. И Великая Японская империя не удержалась, ведь ее интересы были схожими с Россией. Вернее, наступление кропотливо планировалось, и лучшего плацдарма для него сложно было бы придумать.

Флаги не приспустим!

В ночь на 9 февраля 1904 г. японские миноносцы без объявления во@ны напали на русскую эскадру в Порт-Артуре.

Утром командиру русского крейсера «Варяг» В.Ф. Рудневу японский генерал сообщил, что Япония и Россия перешли в состояние во@ны.

«Варяг» и канонерская лодка «Кореец» в это время были пришвартованы в нейтральных водах порта Чемульпо.

Генерал Уриу потребовал, чтобы русские корабли вышли из нейтральных вод, в противном случае он грозился дать бой прямо на рейде!

Русские моряки снялись с якорей и сыграли боевую тревогу.

Задача прорваться в Порт-Артур для них была невыполнима - «Варяг» и «Кореец» оказались заблокированными японской эскадрой.

Не прошло и пяти минут после боевой тревоги, как с японских крейсеров поступило предложение сдаться и приспустить флаги. Русские проигнорировали предложение, и тогда японцы открыли огонь.

Варяг и Кореец, пытаясь вырваться из блокады, приняли неравный бой. А чтобы не допустить захвата, Кореец был взорван, а Варяг затоплен.

Азию пришлось покинуть

Эти события стали началом русско-японской во@ны. Она не увенчалась успехами для Российской империи и закончилась подписанием Портсмутского договора 23 августа (5 сентября) 1905.

По договору Россия уступала Японии арендные права на Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и Дальним. Пришлось уступить часть железной дороги от Порт-Артура до китайского Чанчуня. Отдали и южную часть Сахалина. А Корея признавалась сферой японского влияния.

Условия мира были для России тяжёлыми, а подписавший договор Председатель Комитета Министров С. Ю. Витте получил в обществе насмешливое прозвище «полусахалинского».

Но переговоры графа Витте можно считать успешными: Российская империя была освобождена от выплаты поз0рной контрибуции!

В сердцах же подданных Российской империи нашли отражение итоги той битвы у Чемульпо на Дальнем Востоке.

Песни, фаянс и скверы

В 1904 году на фарфоро-фаянсовом заводе в селе Буды Харьковского уезда (теперь Буди, Украина) были произведены фаянсовые тарелки.

Лейтмотивом был тот неравный бой у Чемульпо. Одна из фаянсовых тарелок стала экспонатом Музея Истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева. Туда она была передана из частной коллекции капитана второго ранга запаса Н.Н. Крицкого.

Экспонат Музея Истории Дальнего Востока. Источник: личный архив автора
Экспонат Музея Истории Дальнего Востока. Источник: личный архив автора

Не прошло и двух недель после трагического события у берегов Кореи, как в петербуржской газете «Русь» было опубликовано стихотворение банковского служащего Я.Н. Репнинского «Варяг»:

«Плещут холодные волны,

Бьются о берег морской...

Носятся чайки над морем,

Крики их полны тоской...»

Стихотворение было перепечатано многими газетами и стало известным. К этому стихотворению была написана музыка и в этом же 1904 оформившаяся песня была спета в Москве.

Прошло почти 120 лет, а этот бой русских моряков в Азии до сих пор отзывается в сердцах.

В 2004 году в Инчхоне появился памятник в честь крейсера «Варяг». Затем вокруг памятника был разбит сквер, а площадь стала называться «Площадь Санкт-Петербурга».

Памятник в честь крейсера "Варяг", Южная Корея г. Инчхон. Источник: паблик Посольства России в Республике Корея
Памятник в честь крейсера "Варяг", Южная Корея г. Инчхон. Источник: паблик Посольства России в Республике Корея

В этом году 9 февраля во Владивостоке и южнокорейском Инчхоне прошли памятные ежегодные мероприятия, посвященные 118 годовщине боя крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец».

Памятные мероприятия в Инчхоне. Источник: паблик Посольства России в Республике Корея
Памятные мероприятия в Инчхоне. Источник: паблик Посольства России в Республике Корея

В октябре 2018 в Кронштадте открылся сквер «Инчхон». Именно из Кронштадта начал свой путь легендарный крейсер «Варяг».

Если понравилась статья, жмите пальчик вверх! Чтобы не потеряться в ленте рекомендаций Дзена, подписывайтесь на канал здесь!

Публикации канала АЗИЯ НАИЗНАНКУ

Разбираю интернет-пропаганду Северной Кореи. Чему можно и не нужно верить. ЧАСТЬ 2
АЗИЯ НАИЗНАНКУ24 августа 2021