Найти тему
Политехнический музей

Как и о чём думают младенцы?

Оглавление

Этот вопрос задал нам подписчик, а ответила на него доктор психологических наук Елена Сергиенко:

Ещё полвека назад считалось, что младенцы – некомпетентные существа. Но последние лет 30 вся мировая наука доказывает: они достаточно компетентны, чтобы адекватно познавать окружающий мир физических и социальных объектов. Ребенок не рождается «чистым листом», просто его знания о действительности несколько иные, чем у взрослого человека. Да, малыши не могут думать в житейском преставлении – то есть оперировать какими-то суждениями, строить речевые конструкции. Однако способность понимать мир не зависит от вербализации психики. Вербализация даёт более точное объединение и описание объектов.

Развитие речи начинается с рождения, и это происходит постепенно, начиная со звукоподражания. Вначале младенцы воспроизводят фонемы: «а», «а-а», «у», «у-у» – они одинаковы для всех детей, независимо от языковой принадлежности. Затем эти фонемы начинают носить культурно-специфический характер, и их диапазон сильно расширяется к 7 месяцам. Дальше дети начинают произносить псевдослова (это не слова в правильном их понимании, а лишь звукоподражание просодике речи), специфичные для их культурного окружения.

-2

В первую очередь у ребёнка развивается пассивная речь, то есть сначала они понимают слова, а потом начинают их активно использовать. Младенцы очень рано осознают, что речь – это средство коммуникации, и что общение между людьми происходит поочерёдно: «слушающий – говорящий». Они способны вести диалоги звуками, иногда какими-то вокализациями. Малыш даже может вызывать маму на диалог, усиливая свое «гуканье», активно на неё смотря и требуя внимания.

Псевдодиалоги являются базовым началом человеческой коммуникации. Ближе к году ребенок может произнести около 50 слов, но знает гораздо он при этом гораздо больше – порядка 2000-3000. Понимание и активная коммуникация, которая связана с речью, развивается следующим образом: сначала происходит пассивное понимание, затем эксплицитное выражение, а после года – активная речь. Но темпы развития речи у всех детей разные, это важно помнить.

Появившись на свет, ребёнок сразу же начинает усваивать некоторые закономерности в построении физического и социального мира – и из них учится составлять всё более целостную и яркую картину. Как это выглядит? Представьте, что вы зашли в плохо освещённую комнату и начинаете медленно поворачивать реостатный выключатель. Сначала окружающие предметы еле видны, затем они приобретают всё более выраженные очертания. То же самое и происходит с младенцами во время их развития.

Что умеет новорождённый?

🔹мгновенно узнает лицо матери и отца, а различать их голоса учится ещё внутриутробно;

🔹выделяет себя из внешней среды как отдельный объект, который взаимодействует с миром. Когда дрыгает ручками и ножками и смотрит на них –осознаёт, что это он;

🔹начинает улыбаться всему, что подвижно и притягивает внимание;

🔹распознаёт объекты и может их объединять их по категориям «круглый», «квадратный» и так далее;

🔹различает цвета, но ещё не может их назвать.

Младенец воспринимает окружающие предметы как отдельные объекты, независимо от того, где они находятся и под каким углом он на них смотрит. Он понимает, что привести неживой предмет в действие можно, применив в силу, а живой предмет может двигаться сам по себе. Ребенок не вступает в диалог с неживыми объектами и не ждёт, что они будут отвечать взаимностью на его «гуканье».

-3

Ребёнок обладает имплицитными, или латентными, знаниями, которые обнаруживаются в лабораторных исследованиях, но иногда их можно заметить и при очень внимательном наблюдении за детьми. Например, взрослые люди могут объяснить, почему воздушный шарик летит вверх, а предмет падает вниз. А ребенок такими знаниями не обладает, ему не знакомо слово «гравитация», однако он начинает искать выпавшую из своей кроватки игрушку внизу. Знания и понимание некоторых законов мира у младенцев есть изначально, и они развиваются стремительно.

У вас тоже есть вопрос, связанный с устройством мира или человека? Присылайте его к нам на почту question@polytech.one.