Найти тему
Культ Культуры

История цвета. Купание красного коня

Цвет - это свет. Это отрезки света,которые получаются при преломлении света пигментами. Это то,что способны воспринимать органы зрения. И только потом цвет - это смыслы, которыми мы его наделяем в процессе мышления.

Смыслы цвета формировались на протяжении всей истории вместе с человечеством. Культурная палитра была, есть и будет разной у разных народов. Чтобы понять современную жизнь цвета нужно пристально рассматривать исторические детали его значений.

Начали мы тут. Черный. Красный.

Красный цвет – один из самых предпочитаемых и выразительных в художественной культуре. Он был первым отмечен в истории искусства.

живопись из пещеры Альтамира
живопись из пещеры Альтамира
"Селфи" из пещеры Альтамира
"Селфи" из пещеры Альтамира

В древности художественные каноны, сопровождая мировоззренческую рефлексию, приписывали красному позитивные смыслы – мужского начала, храбрости, жизненной энергии, покровитеьства солярных божеств, любви Бога и к Богу, власти и пр.:

Фреска с изображением Хатхор-львицы
Фреска с изображением Хатхор-львицы
древнекитайская живпопись: жанровая сценка
древнекитайская живпопись: жанровая сценка
Фреска с триклинии этрусков
Фреска с триклинии этрусков

В Средние века, как вы помните, основой смыслов палитры стала религия. И красный прозвучал как цвет страданий и мученичества. Худоественная культура средневековья только так, только в этой трактовке использовала его.

авторы средневековых миниатюр обычно неизвестны
авторы средневековых миниатюр обычно неизвестны
-7

В эпоху Ренессанса наметился переворот: красный был связан и с религиозной традицией и с идеализацией античности. Поэтому в смыслах красного прозвучали и языческие нотки.

Сандро Боттичелли "Клевета"
Сандро Боттичелли "Клевета"

Примерно с XVII в. этому цвету стали придавать негативные значения. Рембрандт был одним из первых, кто оттенил красный драматизмом, трагедией.

Рембрандт портрет Саские
Рембрандт портрет Саские
Рембрандт "Еврейская невеста"
Рембрандт "Еврейская невеста"

Академическое сообщество осуждало Рубенса за «слишком чистый» крас- ный.

Рубенс "Даниэль в яме со львами"
Рубенс "Даниэль в яме со львами"
Рубенс "Диана и Калисто"
Рубенс "Диана и Калисто"

В XVIII в. энергичный и резкий красный европейцы-художники стыдливо заменили розовым. Теперь в моду живописи вошли оттенки: «вермильон», «резвая пастушка», «веселая вдова», «цвет бедра испуганной нимфы», о которых я немного рассказывала тут.

Фрагонар "Качели"
Фрагонар "Качели"
Фрагонар
Фрагонар

Красный цвет приглушили, разбавили, лишили энергии. Вернуть его буйство смогла Великая французская революция.

-15

В XIX в. красный и вовсе стал знаком устрашения: Парижская коммуна и террор, реставрация Бурбонов и империя Бонапарта. Красный обрел смыслы, выражающие мировоззренческое отношение культуры к смерти, коннотации упоения кровавой борьбой и нечеловеческим напряжением.

-16
-17

В изобразительном искусстве, интерьерном дизайне конца XIX в. борющийся красный устал – превратился в цвет граната, бордовый, «цвет перезрелых яблок», мальвы, вянущей розы.

Клод Моне
Клод Моне
Фердинанд Дю Пюигадо
Фердинанд Дю Пюигадо

Модерн и ар-нуво принялись за разбелку красного. Вместе с уходом от чистых цветов, сложности оттенков ушли и принятые ранее значения.

Альфонс Муха
Альфонс Муха
Снова Альонс Муха
Снова Альонс Муха

В XX в. снова начались революции – социальная, политическая, культурная, и красный вернулся. Без него не обходился весь живописный авангард: кубисты, супрематисты, футуристы искали в нем силу, энергию, страсть, храбрость, мужество, ярость.

Марк Шагал
Марк Шагал
Василий Кандниский
Василий Кандниский

И только в народной художественной культуре красный остался любимым, воплощая по-прежнему мирную эстетику красоты.

Красный на холсте всегда создает пульсацию, способен передать ощущение боли, энергии. Именно следуя этой традиции, Кузьма Петров-Водкин и создал картину «Купание красного коня».

Нормальных репродукций этой картины в сети нет, к сожалению.
Нормальных репродукций этой картины в сети нет, к сожалению.

Есть основания утверждать, что изначально конь был гнедым (рыжим), и что цвет его мастер изменил, познакомившись с новгородскими иконами, которые произвели на него неизгладимое впечатление. В 1912 г., когда Петров-Водкин приступил к работе над полотном, собирательство и расчистка икон переживали свой расцвет.

Икона "Пророк Илия"
Икона "Пророк Илия"

К тому же картина с самого начала вызывала многочисленные споры: критики отмечали, что таких коней не бывает. Однако художник апеллировал к древнерусским иконописцам, к их прочтениям красного. В своем красном коне он увидел судьбу революционной России, которую не в силах удержать юный всадник.

В следующей истории обсудим красный в архитектуре.