Цвет - это свет. Это отрезки света,которые получаются при преломлении света пигментами. Это то,что способны воспринимать органы зрения. И только потом цвет - это смыслы, которыми мы его наделяем в процессе мышления.
Смыслы цвета формировались на протяжении всей истории вместе с человечеством. Культурная палитра была, есть и будет разной у разных народов. Чтобы понять современную жизнь цвета нужно пристально рассматривать исторические детали его значений.
Начали мы тут. Черный. Красный.
Красный цвет – один из самых предпочитаемых и выразительных в художественной культуре. Он был первым отмечен в истории искусства.
В древности художественные каноны, сопровождая мировоззренческую рефлексию, приписывали красному позитивные смыслы – мужского начала, храбрости, жизненной энергии, покровитеьства солярных божеств, любви Бога и к Богу, власти и пр.:
В Средние века, как вы помните, основой смыслов палитры стала религия. И красный прозвучал как цвет страданий и мученичества. Худоественная культура средневековья только так, только в этой трактовке использовала его.
В эпоху Ренессанса наметился переворот: красный был связан и с религиозной традицией и с идеализацией античности. Поэтому в смыслах красного прозвучали и языческие нотки.
Примерно с XVII в. этому цвету стали придавать негативные значения. Рембрандт был одним из первых, кто оттенил красный драматизмом, трагедией.
Академическое сообщество осуждало Рубенса за «слишком чистый» крас- ный.
В XVIII в. энергичный и резкий красный европейцы-художники стыдливо заменили розовым. Теперь в моду живописи вошли оттенки: «вермильон», «резвая пастушка», «веселая вдова», «цвет бедра испуганной нимфы», о которых я немного рассказывала тут.
Красный цвет приглушили, разбавили, лишили энергии. Вернуть его буйство смогла Великая французская революция.
В XIX в. красный и вовсе стал знаком устрашения: Парижская коммуна и террор, реставрация Бурбонов и империя Бонапарта. Красный обрел смыслы, выражающие мировоззренческое отношение культуры к смерти, коннотации упоения кровавой борьбой и нечеловеческим напряжением.
В изобразительном искусстве, интерьерном дизайне конца XIX в. борющийся красный устал – превратился в цвет граната, бордовый, «цвет перезрелых яблок», мальвы, вянущей розы.
Модерн и ар-нуво принялись за разбелку красного. Вместе с уходом от чистых цветов, сложности оттенков ушли и принятые ранее значения.
В XX в. снова начались революции – социальная, политическая, культурная, и красный вернулся. Без него не обходился весь живописный авангард: кубисты, супрематисты, футуристы искали в нем силу, энергию, страсть, храбрость, мужество, ярость.
И только в народной художественной культуре красный остался любимым, воплощая по-прежнему мирную эстетику красоты.
Красный на холсте всегда создает пульсацию, способен передать ощущение боли, энергии. Именно следуя этой традиции, Кузьма Петров-Водкин и создал картину «Купание красного коня».
Есть основания утверждать, что изначально конь был гнедым (рыжим), и что цвет его мастер изменил, познакомившись с новгородскими иконами, которые произвели на него неизгладимое впечатление. В 1912 г., когда Петров-Водкин приступил к работе над полотном, собирательство и расчистка икон переживали свой расцвет.
К тому же картина с самого начала вызывала многочисленные споры: критики отмечали, что таких коней не бывает. Однако художник апеллировал к древнерусским иконописцам, к их прочтениям красного. В своем красном коне он увидел судьбу революционной России, которую не в силах удержать юный всадник.
В следующей истории обсудим красный в архитектуре.