К 1 марта 1945 года войска Красной Армии вышли на южное побережье Балтийского моря на широком фронте от Данцигской бухты до устья реки Одер. В результате этого крупные группировки противника оказались окруженными с суши и прижатыми к морю в районе Пиллау, Кёнигсберга и Браунсберга.
В связи с этим повысилась интенсивность движения на морских коммуникациях противника, который усиленно осуществлял оперативные перевозки войск и эвакуацию населения, промышленного оборудования и боевой техники из района Кёнигсберга.
6 апреля 1945 года 3-й Белорусский фронт после четырехдневной подготовки начал наступление на Кёнигсберг. Первыми в атаку в 12 ч пошли 11-я и 43-я советские армии, солдаты которых после тяжелых боев сумели к вечеру 8 апреля взять главный вокзал и порт столицы Восточной Пруссии.
После форсирования ночью реки Прегель положение немцев стало безнадежным, и комендант города отдал приказ о капитуляции, после чего еще пару дней ушло на добивание не пожелавших сдаваться
и сопротивлявшихся врагов. Тем же самым днем, когда началось советское наступление, Кёнигсберг покинул последний санитарный поезд, следовавший до Пиллау, оттуда непрерывно продолжали уходить суда, увозя беженцев и раненых в Хель.
Порт Пиллау с находившейся в нем военно-морской базой (ВМБ) располагался на входе в залив Фришес-Хафф и по своей сути являлись аванпортом Кёнигсберга. Он закрывал и контролировал вход в залив Фришес-Хафф, откуда начинался Кёнигсбергский канал (длина — 17,5 км, ширина — 48 м, глубина — 7,3 м), связывавший крупный порт Кёнигсберга с Балтийским морем.
ВМБ Пиллау имела внешний рейд и пять основных гаваней с большим количеством удобных мест для стоянки кораблей. Внешняя гавань образовывалась полукруглыми молами и соединялась как с проливом Зеетиф, так и с бассейнами и внутренней гаванью, где располагались складские помещения и железнодорожный узел.
В восточной части внешней гавани находилась нефтяная гавань,
а к северо-востоку от нее — военная, состоящая из четырех основных искусственных бассейнов с общей длиной причальной линии до 2700 м. Эта гавань была оборудована подъездными путями и располагала железнодорожными кранами большой грузоподъемности
и нефтепроводом для заправки кораблей топливом.
В сложившейся ситуации ВМБ Пиллау играла чрезвычайно важную роль для противника, поскольку через нее он производил эвакуацию войск
с кенигсбергского плацдарма. Несмотря на крайне неблагоприятные метеоусловия для действий авиации в марте–апреле 1945 года, воздушной разведкой неоднократно отмечались скопления большого количества транспортов в порту Пиллау и движение значительного числа конвоев под усиленной охраной эскортных кораблей.
В связи с этим штабом Военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота (ВВС КБФ) был разработан план операции
по уничтожению транспортов и боевых кораблей противника
в ВМБ Пиллау под кодовым названием «Заря».
Согласно этому плану, штурмовики 11-й штурмовой авиационной Новороссийской дважды Краснознаменной авиационной дивизии (далее 11-я ШАД) во взаимодействии с пикирующими бомбардировщиками
12-го гвардейского пикировочно-бомбардировочного авиационного Таллинского Краснознаменного полка (далее 12-й ГПБАП) 8-й минно-торпедной авиационной Гатчинской Краснознаменной дивизии (далее
8-я МТАД) под прикрытием истребителей должны были массированными бомбоштурмовыми ударами уничтожить транспорты и боевые корабли противника в ВМБ Пиллау.
Правда, перед этим требовалось провести целый комплекс мероприятий по разведке цели. Основная информация о ВМБ Пиллау поступала
от самолетов-разведчиков 15-го отдельного морского разведывательного авиационного Таллинского Краснознаменного полка (далее 15-й ОРАП), днем и ночью осуществлявших систематическую разведку кораблей противника в портах и на коммуникациях. Кроме того, разведка велась
и силами 8-й МТАД и 11-й ШАД. Все это позволило собрать полные данные о базе противника, ее противовоздушной обороне (ПВО)
и оперативном режиме.
Так, разведка ВВС КБФ вскрыла наличие в Пиллау довольно мощной системы ПВО — до 52 объектов, из них 22 батареи зенитной артиллерии
и 30 точек малокалиберной зенитной артиллерии, расположение которых обеспечивало противнику прикрытие подходов к порту со стороны моря, залива Фрише-Хафф и с севера. Особенно сильно прикрывались военная гавань, вход в Кёнигсбергский канал и районы морского и сухопутного аэродромов.
Кроме того, ПВО Пиллау усиливалась зенитными средствами базировавшихся там кораблей и транспортов, которых в среднем насчитывалось восемь сторожевых кораблей и тральщиков и до десяти транспортов.
В непосредственной близости от ВМБ располагались хорошо оборудованные аэродромы Нойтиф и Брюстерорт, на которых постоянно базировались истребительные группы I. и III./IG 51, а также разведчики
и штурмовики.
В распоряжении авиакомандования «Восточная Пруссия» под началом генерал-майора Уэбе в начале апреля находилось до 30 истребителей, осуществлявших противовоздушную оборону Пиллау, однако положение с топливом было почти катастрофическим. Даже при наличии трех десятков готовых к вылету «мессершмиттов» они не могли делать в день больше двух десятков вылетов.
Наличие достаточно серьезной ПВО требовало от пилотов самолетов-разведчиков высочайшего мастерства при проведении разведки. Насколько хорошо проводилась разведка, говорит тот факт, что каждый штурмовой полк 11-й ШАД располагал подробными планами, фотосхемами и макетами ВМБ Пиллау.
На основе этих данных и была развернута подготовка летного состава частей к проведению операции. В системе оперативно-тактической подготовки с руководящим составом дивизии и в полках было проведено групповое упражнение на тему «Бомбоштурмовой удар самолетами
Ил-2 по транспортам и боевым кораблям в ВМБ в условиях сильного противодействия противника», а после этого состоялось учение
по боевому управлению.
В единственном истребительном полку 11-ой ШАД были проведены упражнения на тему «Прикрытие штурмовиков при нанесении бомбоштурмовых ударов по транспортам и боевым кораблям в ВМБ Пиллау в условиях сильного противодействия ИА и ЗА противника».
В каждом штурмовом полку с участием истребителей были проведены летно-тактические учения на тему операции.
Контроль за проведением подготовки и выполнением операций против ВМБ Пиллау осуществлялся командиром дивизии, начальником штаба
и флагманскими специалистами, систематически выезжавшими
в авиаполки. Во время некоторых операций помощник командира дивизии и инспектор по технике пилотирования вылетали совместно
с экипажами на выполнение ударов. Это давало возможность проверять полеты к цели и ее атаку.
Управление штурмовиками и прикрывавшими их истребителями облегчалось совместным базированием штурмовых и истребительных полков на аэродромах Паланга 1 и Паланга 2 и включением их в одну воздушную сеть.
Взаимодействие между частями дивизии осуществлялось согласно плановой таблице штаба 11-й ШАД, благодаря которой каждая группа штурмовиков знала, кто ее сопровождает и порядок сопровождения.
На основе решения командира 11-й ШАД в штабе дивизии разработали соответствующие документы:
– плановая таблица взаимодействия частей;
– схема маршрута и профиля полета к цели;
– схема боевого порядка в воздухе;
– указания по навигационному обеспечению полета и расчет полета;
– схема связи и указания по связи.
При личном общении командиров и начальников штабов полков были уточнены следующие вопросы:
– порядок взлета и сбора в воздухе;
– порядок следования по маршруту, высота, направление заходов на цель и выходов из атак;
– порядок действия групп подавления средств ПВО;
– порядок действия групп истребителей сопровождения
В дальнейшем взаимодействие осуществлялось точным выполнением плановой таблицы и того, что устанавливалось при взаимной договоренности.
Во исполнение приказов командующего ВВС КБФ командир 11-й ШАД решил уничтожение транспортов и боевых кораблей противника производить массированными ударами штурмовиков.
Исходя из большой продолжительности полета, в 11-й ШАД обычно взлет групп штурмовиков производили одновременно с обоих аэродромов,
а сбор на кругу по группам — на разных высотах. Полет к цели намечался общим строем дивизии на экономическом режиме. В случае изменения маршрута из-за метеоусловий или воздушного боя посадка предусматривалась на аэродромах 8-й МТАД.
В ударную группу выделялось 2/3 всех сил, а в обеспечивающую — 1/3
сил дивизии. Основной удар наносился силами 18–24 Ил-2 8-го ГШАП. Действия ударных групп обеспечивались 18–20 Ил-2 47-го ШАП. Бомбовая зарядка ударных групп должна была состоять из двух бомб ФАБ-250 (взрыватели: головной типа АВ-1-7с и донный АВ-87
с замедлением 7 сек.) на самолет, а обеспечивающих — по 4 чугунных бомбы ФАБ-100 на самолет и на некоторых самолетах по 16 осколочных бомб АО-25 (взрыватели АМ-А).
Атаку транспортов и боевых кораблей ударным группам штурмовиков следовало выполнять с планирования с малых высот. Высота сбрасывания бомб 150–75 м. Более эффективный топмачтовый способ бомбометания исключался из-за наличия высоких сооружений в Пиллау, создававших препятствия для действий топмачтовиков.
Подход к цели обеспечивающих групп следовало осуществлять с моря
на высоте 1500–1600 м, а выход из атаки производить со снижением
в направлении своих аэродромов. Основной удар надлежало выполнить по двум–трем крупным транспортам. Ведущим первого эшелона был назначен командир авиаэскадрильи 8-го ГШАП, второй возглавлял помощник командира 47-го ШАП.
Вследствие незначительного противодействия истребителей противника в районе Пиллау для прикрытия штурмовиков выделялся небольшой наряд истребителей: две группы непосредственного сопровождения
(по два – четыре самолета Як-9) и одна ударная группа (шесть Як-9). Для контроля результатов ударов к каждой штурмовой группе выделялось по два самолета с задачей перспективного фотографирования.
Все описанные выше мероприятия позволили 11-й ШАД наносить эффективные удары по порту Пиллау в марте–апреле 1945 года. Не стало исключением в этом плане и 8 апреля 1945 года, хотя еще утром этого дня планы для использования штурмовиков 11-й ШАД были иные.
Из журнала боевых действий 11-й ШАД 8 апреля 1945 года
1.10. Командующий ВВС КБФ приказал: Командиру 11 ШАД с рассветом 8.04.45 быть готовым по данным ВР 15 РАП самолетами Ил-2 с подвесными бачками во взаимодействии с торпедоносцами
и топмачтовиками 8 МТАД уничтожить ТРТР и боевые корабли противника в районе мыса Хел. Двумя восьмерками Ил-2 потопить транспорта в конвое противника на подходах к Либаве. Конвой
в составе 2 ТР, 3 ТЩ, 1 СКР, наблюдался 20.50 в точке Ш=55°40’ Д=18°28’. Остальным составом уничтожать транспорта в порту Пиллау и на подходах к нему.
Однако самолеты-разведчики 15-го ОРАП, посланные на разведку конвоя противника у Либавы, его не обнаружили.
Из журнала боевых действий 15-го ОРАП 8 апреля 1945 года
01.15. Начальник штаба ВВС КБФ приказал: Поиск каравана
в составе: 2 тр, 3 тщ, 1 ска идущего в Либаву произвести двумя самолетами А-20-Ж. Вылет в 05.00.
05.20. Самолет А-20-Ж № 1 Сквирский, Лаврентьев, Кулинич вылетели на разведку и наблюдение за кораблями противника
на подходах к ВМБ Либава и в районе Ш=55°32’, Д=18°10’. <…>
05.45. Самолет А-20-Ж № 12 Яскин, Губин, Черенков вылетели на разведку и наблюдение за караваном противника на подходах к ВМБ Либава и в районе Ш=55°32’, Д=18°10’. <…>
06.25. РДО от самолета А-20-Ж № 1. «Ш=56°20’ Д=20°00’.1 ПЛ курс 250° ход 12. На подходах к Либаве ничего не обнаружено. Аванпорт кораблей нет». <…>
07.20. РДО от самолета А-20-Ж № 12. «Ш=56°50’ Д=20°00’ Ясно, видимость 1–5 км». 07.10. <…>
07.25. Самолет А-20-Ж № 12 произвел посадку. <…>
07.50. Самолет А-20-Ж № 1 Сквирский произвел посадку.
Куда более перспективной целью оказалась ВМБ Пиллау, поскольку самолеты-разведчики 15-го ОРАП не сидели без дела и произвели разведку и этой неприятельской базы.
Из журнала боевых действий 15-го ОРАП 8 апреля 1945 года
06.55. 2 самолета Як-9 № 98, 38 Ольшанский, Масалов вылетали на разведку кораблей противника в ВМБ Пиллау и Данцигской бухте. <…>
08. 22. РДО от самолета Як-9 № 98. «07 ч 35 мин Пиллау 8 тр, 1 скр, 2 тщ, 5 ска. На рейде Пиллау 1 тщ, 1 тр, 7 ска. Облачность 9 баллов. Н=5000 м. Видимость 6 км». 08.20. <…>
08.33. 2 самолета № 98, 38 Ольшанский, Масалов произвели посадку. Скорее всего, решение нанести удар по Пиллау было принято после того, как самолеты-разведчики 15-го ОРАП не обнаружили конвой у Либавы,
а разведка ВМБ Пиллау, произведенная этим же авиаполком, сообщила необходимые данные для принятия окончательного решения об ударах
по транспортам в Пиллау.
Из журнала боевых действий 11-й ШАД КБФ 8 апреля 1945 года
7.50. Начальник штаба ВВС КБФ приказал командиру 11 ШАД весь боевой состав готовить к удару по кораблям противника в порту Пиллау. Подвесные бачки снять. Бить самостоятельно. Время удара ориентировочно 10.00. Для прикрытия выделяется 8 Як-9 8 МТАД.
7.51. Командирам 8–9–47 АП Командир дивизии приказал:
8 ГШАП — 20 Ил-2; 47 ШАП —16 Ил-2 нанести БШУ по кораблям противника в порту Пиллау, с задачей потопить 8 ГШАП —
2 транспорта, 47 ШАП не менее 1 транспорта. Организация удара по плану «Заря». Время удара 10.00. Командиру 9 ИАКП 18 Як-9 прикрыть БШУ 8 и 47 ШАП. Ведущий 8 ГШАП.
Но поскольку пикирующие бомбардировщики Пе-2 12-го ГПБАП были заняты атакой соединения противники в составе двух тяжелых крейсеров («Lützow» и «Prinz Eugen») и эсминцев сопровождения, то от плана «Заря» решили отклониться и удар по Пиллау провести без них.
Впрочем, сил у 11-й ШАД хватало и без пикирующих бомбардировщиков. На 8 ч 00 мин 8 апреля 1945 года в состав этой авиадивизии входило три полка: 8-й гвардейский штурмовой авиационный Феодосийский дважды Краснознаменный полк (далее 8 ГШАП), 47-й штурмовой авиационный Феодосийский Краснознаменный полк (далее 47 ШАП) и 9-й истребительный авиационный Клайпедский Краснознаменный полк (далее 9 ИАП).
На 8 часов 8 апреля 1945 года в боевом составе 11-й ШАД насчитывалось 109 самолетов (из них исправных 75): в 8-м ГШАП числилось
33 штурмовика Ил-2 (исправных 21), в 47-м ШАП — 30 штурмовиков
Ил-2 (исправных 18), в 9-м ИАП — 43 истребителя Як-9 (исправных 34)
и 2 — ЛаГГ-3 (исправен 1). Еще два Ил-2 (исправен 1) числились
за управлением авиадивизии.
Из журнала боевых действий 11-й ШАД КБФ 8 апреля 1945 года
09.10. 17 Ил-2 8 ГШАП вылетели на уничтожение транспортов противника в порту Пиллау.
09.14. 15 Ил-2 47 ШАП вылетели на уничтожение транспортов противника в порту Пиллау.
09.16. 16 Як-9 9 ИАКП вылетели на прикрытие штурмовиков
8 и 47 ШАП.
В архиве ВМФ в Гатчине сохранилось довольно много документов об этой атаке, и все-таки по порядку возьмем цитаты из журнала боевых действий 11-й ШАД, к которым по необходимости добавим другие документы.
Из журнала боевых действий 11-й ШАД КБФ 8 апреля 1945 года
11.35. Начальник штаба 8 ГШАФКП доложил: 18 Ил-2 тремя группами ведущие: старший лейтенант Красовский, лейтенант Махов, младший лейтенант Абазов под прикрытием 8 Як-9 9 ИАКП в период 09.10–10.59 налет. 28.50 вылетели на уничтожение транспортов противника
в порту Пиллау. 09.59 h=1500–400 м одним заходом с планирования БК-180° группа старшего лейтенанта Красовского атаковала один транспорт до 5000 тонн (двухтрубный, двухмачтовый, длиной до 120 м, шириной до 20 м) во Внешней гавани.
Группа лейтенанта Махова атаковала транспорт до 6000 тонн (двухтрубный, двухмачтовый, длиной до 120 м, шириной до 20 м)
в Военной гавани.
Группа младшего лейтенанта Абазова атаковала транспорт водоизмещением до 3500 тонн в бассейне № 3 у стенки (длина —
185 м, ш. — 16 м, однотрубный). Израсходовано боезапаса 28 ФАБ-250,
12 ФАБ-100, 58 РС-82, 2270 — ВЯ, 3540 — ШКАС, 209 — БС. На выходе
из атаки экипажи наблюдали два прямых попадания в транспорт водоизмещением до 3500 тонн группой Абазова, на транспорте вызван взрыв и пожар.
Отметим, что в «Cправке о потоплении одного транспорта 3500 тонн водоизмещением группой 18 Ил-2 8 ГШАП в бассейне 3 ВМБ Пиллау 08.04.45» находится рапорт младшего лейтенанта Х. Х. Абазова. Вот цитата из него: «При отходе от цели наблюдал два взрыва на транспорте в результате прямых попадания одной бомбы моего самолета и одной бомбы ФАБ-250 гвардии младшего лейтенанта Мастерова». Продолжим цитирование журнала боевых действий штурмовой авиадивизии.
Из журнала боевых действий 11-й ШАД КБФ 8 апреля 1945 года
Одно прямое попадание ФАБ-250 в транспорт водоизмещением
до 6000 тонн группой лейтенанта Махова. Прямых попаданий бомб группой Красовского в транспорт не наблюдали, бомбы рвались в непосредственной близости от борта транспорта. Противодействие: сильный огонь ЗА с кораблей и берега. ИА противника не было.
Осколками снарядов имеет повреждения один Ил-2, вышел из строя на сутки.
Один Ил-2 летчик гвардии младший лейтенант Ващенко произвел посадку на одно колесо. Летчик младший лейтенант Озеров, имея неисправность СПУ, возвратился с боевого задания, бомбы сбросил
в море западнее аэродрома 15–12 км.
Вывод командира АП: Согласно устных докладов экипажей считать потопленными транспорт до 3500 тонн и транспорт до 6000 тонн. Транспорт водоизмещением до 5000 тонн — поврежденным.
Но штаб ВВС КБФ в «Оперативной сводке № 196 штаба ВВС КБФ
от 8 апреля 1945 года» записал на боевой счет полка только потопление транспорта 3500 т и повреждение прямым попаданием ФАБ-250 транспорта до 6000 т.
Следом за начальником штаба 8-го ГШАП доложил о боевом вылете своего полка и начальник штаба 47-го ШАП:
Из журнала боевых действий 11-й ШАД КБФ. 8 апреля 1945 года
11.40. Начальник штаба 47 ШАП доложил: 09.14–11.00 налет 28.15.
15 Ил-2 в составе трех групп ведущие лейтенанты Остапенко, Игнатьев, Глухарев под прикрытием 8 Як-9 9 ИАКП вылетели с задачей уничтожить не менее двух транспортов в порту Пиллау.
10.01. Одним заходом h=1250–350 м БК=205° атаковали
2 тр водоизмещением до 4000 тонн и другой до 3000 тонн, один (двухтрубный, длина — 85 м, ширина — 12 м), другой (однотрубный, длина — 78 м, ширина — 10 м, двухмачтовый) и одну сухогрузную баржу, один тщ в Кенигсбергском канале.
Израсходовали боезапаса: 28 ФАБ-250, 4 ФАБ-100, 47 РС-82, 2550 — ВЯ, 4300 — ШКАС, 300 — БС. По докладам экипажей наблюдали прямое попадание ФАБ-250 в транспорт 4000 тонн, на котором вызван сильный взрыв и пожар. Одно прямое попадание бомбы ФАБ-100 в тральщик,
на котором возник пожар. Результат удара сфотографировали.
Вывод командира АП: по докладам экипажей считаю сильно поврежденным один транспорт 4000 тонн водоизмещением и один тральщик. Противодействие: сильный огонь ЗА и МЗА с кораблей
и берега порта Пиллау. В воздухе 2 ФВ-190 — атак не производили.
Потери и повреждения: 1 Ил-2, летчик лейтенант Цыганов, воздушный стрелок младший сержант Миронов с задания не возвратился, предположительно произвел посадку в районе Грабштейн (?). Два Ил-2 имеют повреждения, вышли из строя на пять часов.
Впрочем, для экипажа младшего лейтенанта Н. Н. Цыганова все закончилось благополучно. Он сумел довести подбитый зенитным огнем штурмовик до аэродрома Тильзит, где и произвел вынужденную посадку. Экипаж не пострадал, самолет был отремонтирован.
Штаб ВВС КБФ в «Оперативной сводке №196 штаба ВВС КБФ от 8 апреля 1945 года» записал на боевой счет полка только повреждение тральщика...
Продолжение читайте позднее на нашем канале или в журнале "Гангут №99" (2017 г.)
© И. В. Борисенко, А. Д. Латкин
Перед Вами фрагмент статьи из сборника "Гангут №99"/2017 г.
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut
Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!