Найти тему
Вехи Синематографа

Олег Митяев. "Последний бард уходящей эпохи".

19 февраля Олегу Митяеву, лучшему барду уходящей эпохи, исполняется 66 лет! Две шестёрки, красивая дата. Почему уходящей эпохи?! Потому что, потребность грядущего, даже не поколения, а как более правильно называется Generation, совсем иная. Кардинально противоположная. То, что начиная с шестидесятых, вызывало восторг почти всего населения державы, постепенно сходит до таких размеров, что нужно искать очень пристально, сильно настроив свою внутреннюю оптику. Где Галич? Где Визбор? Где Окуджава? Где Кукин? А из ныне здравствующих… Где Вероника Долина? Где «Иваси»? Где Гейнц с Даниловым? Где Городницкий? Поди-ка поищи хоть на одном канале… Нет, они конечно есть и неплохо себя чувствуют, потому как Грушинский и Ильменский фестивали авторской песни, и сейчас собирают по двадцать тысяч зрителей. Однако круг их поклонников не молодеет и новые не рождаются. Впрочем время расставит всё по своим местам. Кто-то получит свою нишу, а от кого и цитат не останется… 

 Олег Григорьевич Митяев родился в 1956 году в Челябинске, ныне одном из самых промышленных мегаполисов Урала. Отец рабочий завода и мать домохозяйка, есть ещё старший брат Вячеслав. Семья как семья, каких миллионы от Камчатки до Калининграда. Советское детство, много счастливых дней «Памятных нам самим и только». После школы монтажный техникум. Он получает профессию монтажник электрооборудования. Сейчас несмотря на ненужность многих профессий которые мы получили в советскую эпоху, эта до сих пор востребована и хорошо оплачиваема… Пойди Митяев по другому «правильному» пути он и тут бы не пропал. Потом с 75-го по 77-й служба на флоте. По возвращении поступает и оканчивает Челябинский институт физкультуры. Становится тренером по плаванию. Кем ещё можно стать после службы на флоте?! Работает в родном институте, потом в челябинской филармонии. Так бы может оно и было, если бы в середине семидесятых он не попал на Ильменский фестиваль бардовской песни. И тут всё меняется. Впечатления оказались настолько сильны, что к следующему году. Олег Митяев приезжает туда уже с написанной им песней, которая с тех пор становится гимном всего бардовского движения. «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.» Это был 78-й год. Митяеву только двадцать два, а уже какой потенциал! Спустя год его стихи появляются в литературном журнале «Смена». Потом он появляется в телепередаче, где его замечает Булат Окуджава. С того момента у них завязывается знакомство, переходящее в дружбу. Митяев любит на концертах рассказывать о знакомстве с «Самим». Ну а кто бы не гордился! «Старик Державин нас заметил…». Стоит отметить удивительную литературную плодовитость Олега Митяева, у него более трёхсот песен (плохих нет совсем). В противовес Булату Шалвовичу. У того за сорокалетнюю творческую карьер, около ста пятидесяти. Вдохновение! 

 Не останавливаясь на достигнутом в 86-м он поступает в ГИТИС, в 91-м его заканчивает. В то же время он начинает выступать в дуэте с бардом Петром Старцевым. В 87-м знакомится и сотрудничает с композитором, мультиинструменталистом-виртуозом Константином Тарасовым. Именно он автор музыки к той самой песне «С Добрым утром любимая!». Вместе они гастролируют и записывают несколько альбомов. «Давай с тобой поговорим», «Светлое прошлое», «Лето это маленькая жизнь». Мелодиевских пластинок, конечно же было не достать (Популярность), а вот на кассетах расходился и перезаписывался очень даже хорошо. Аудиокассеты в конце 80-х и вначале 90-х были наше всё. Именно они были главным источником информации в этой части суши. Иногда даже и не все по имени знали, кто поёт. А вот митяевские восторженные интонации на вдохе и искренность стихов завораживали всех. Чувствовалось такое точное попадание, что трудно было высказать. « А казалось бы проще простого, все три слога сложить в «никогда», и увидеть обычное слово, и промолвить его без труда». Стихи Митяева это целый мир! Совершенный акмеизм. Так чисто и честно сказать обо всём, о том, что про всех нас, « Узнавая жизнь чужую и свою…», может только поэт от Бога. Этому нельзя научиться ни в одном литературном институте. Сейчас некоторые незадачливые блогеры думающие, что они историки и литературные критики, заявляют не стесняясь, что если человек не закончил курсы стихосложения, так он и не поэт вовсе. Более ценны слова Надежды Мандельштам: «Ведь есть же люди, которые пишут стихи не хуже поэтов, но что-то в их стихах не то, и это сразу ясно всем, но объяснить в чём дело невозможно.» Это можно называть по-разному. Можно назвать «дар» или модным термином «магия», но гораздо проще сказать «Душа». «Каждый пишет, как он дышит», сказал Окуджава. Именно так писали Пастернак, Заболоцкий и Цветаева. Душой.

Девяностые годы очень насыщенные у Олега Митяева. Он много гастролирует по Франции, Германии, Израилю и даже получает приглашение на концерты а ЮАР «Самолёт на Африку отчалил, где сливово-чёрные зулусы…» Снимается в нескольких бесхитростных фильмах и сериалах и даже играет в театре имени Моссовета. Того самого, что на Тверской в Москве, где играли великий Тараторкин, где и сейчас «прима» Ольга Остроумова. Митяев играл в спектакле Андрея Житинкина «Большой Владимир» роль Маяковского. Символично. Поэт играет поэта. Кроме того он издаёт сборники своих стихов не малыми тиражами. К примеру одна из первых книг вышла в 1992 году тиражом пятьдесят тысяч экземпляров. Книги переводятся и издаются на западе и даже в Японии. А это уже мировая известность и слава! Митяев-член союза писателей. Сначала заслуженный, а потом и народный артист России. А уж наград и премий не перечесть. Ежегодно выходят пластинки с новыми песнями музыканта и поэта. Интересен альбом с исполнением песен Визбора. Юрий Визбор, как никто лучше подошел для искреннего и задушевного, исполнения. Ну и конечно пластинка «Ни страны не погоста», на стихи Бродского. Даже сурово-педантичный Иосиф Бродский получился у него какой-то добрый, с широкой митяевской улыбкой. . А почему бы нет… Кроме того его песни постоянно исполняют другие артисты. К примеру «Соседка» в исполнении Шуфутинского (Не наточены ножи), многими воспринимается, как именно его собственная песня. Стоит отметить сотрудничество с новым аккомпаниатором и композитором Леонидом Марголиным. Они вместе сделали множество концертов и студийных записей. Марголин автор музыки к многим песням Олега Митяева. В 2006-м к ним присоединился басист и бэк-вокалист Родион Марченко. В таком составе они и по сей день гастролируют. Их концерты это постоянная импровизация, без какого либо трек-листа. Они настраиваются на волну зала, таким образом складывается репертуар. Постоянная связь со зрителями, кроме того шутки и каламбуры. Байки из жизни артистов. Как же без этого. По большому счёту, Митяев своим посылом донёс до нас некую единённость шестидесятников, когда ещё пели у костра под Портвейн «три семёрки». Окуджава и Визбор, которые казалось бы, для многих навсегда остались там… в двадцатом веке, (в «светлом прошлом»), через Митяева доносятся до нас, здесь в двадцать первом. И это необычайно здорово, особенно тем кто чувствует этот посыл и энергетику песен! Здорово и то, что Олег Митяев не потерялся в хаосе телевизионного мракобесия. Не примкнул к стройно марширующему отряду, шагающему из года в год и с канала на канал, которые неизменно служат филистерству и обскуратизму. Он остался самим собой, таким же парнем, с улыбкой в глазах, который когда-то написал «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!». Этой песней он неизменно заканчивает почти каждый свой концерт. Большей частью ему и петь не надо, поёт зал. Митяев и его команда никогда не останавливаются и не прекращают свою творческую деятельность. И не скажешь, что парню 65!.График концертов и список пластинок, по-настоящему впечатляет. Отсюда огромная популярность и казалось бы богатство. Ан нет! Олег Григорьевич не тот человек который «гребёт под себя». На рубеже веков, ещё в 2000-м, он создаёт благотворительный фонд. Кроме прочего фонд организует многие проекты: Ильменский фестиваль, детский фестиваль бардовской песни «Слушай и скажи», народная премия «Светлое прошлое», молодёжная программа «Открытие», детская студия Олега Митяева в Челябинске. Фонд финансирует и помогает молодым исполнителям с выпуском аудио. видео записей, с изданием книг. Список добрых дел можно ещё на страницу продолжить, но мы этого делать не будем. Это уже статистика. На то они и добрые дела, чтоб делались от души и без пафоса. Иной вон украл из бюджета деньги, колокол на них для храма отлил. А на колоколе своё имя прописал. Да так, чтоб на века, на столетия. Потом спустя пару лет смотришь он уже «пострижен и посажен». А его место другому выдали, подобному. Это ли пассионарии и созидатели?! А мы продолжаем слушать Олега Митяева, он худому не научит. Лучшее средство от тоски и безнадёжности. «И на мелкие зайчики солнца, разобьются все наши печали…»

Барды
0