19 февраля Олегу Митяеву, лучшему барду уходящей эпохи, исполняется 66 лет! Две шестёрки, красивая дата. Почему уходящей эпохи?! Потому что, потребность грядущего, даже не поколения, а как более правильно называется Generation, совсем иная. Кардинально противоположная. То, что начиная с шестидесятых, вызывало восторг почти всего населения державы, постепенно сходит до таких размеров, что нужно искать очень пристально, сильно настроив свою внутреннюю оптику. Где Галич? Где Визбор? Где Окуджава? Где Кукин? А из ныне здравствующих… Где Вероника Долина? Где «Иваси»? Где Гейнц с Даниловым? Где Городницкий? Поди-ка поищи хоть на одном канале… Нет, они конечно есть и неплохо себя чувствуют, потому как Грушинский и Ильменский фестивали авторской песни, и сейчас собирают по двадцать тысяч зрителей. Однако круг их поклонников не молодеет и новые не рождаются. Впрочем время расставит всё по своим местам. Кто-то получит свою нишу, а от кого и цитат не останется…
Олег Григорьевич Митяев родился в 1956 году в Челябинске, ныне одном из самых промышленных мегаполисов Урала. Отец рабочий завода и мать домохозяйка, есть ещё старший брат Вячеслав. Семья как семья, каких миллионы от Камчатки до Калининграда. Советское детство, много счастливых дней «Памятных нам самим и только». После школы монтажный техникум. Он получает профессию монтажник электрооборудования. Сейчас несмотря на ненужность многих профессий которые мы получили в советскую эпоху, эта до сих пор востребована и хорошо оплачиваема… Пойди Митяев по другому «правильному» пути он и тут бы не пропал. Потом с 75-го по 77-й служба на флоте. По возвращении поступает и оканчивает Челябинский институт физкультуры. Становится тренером по плаванию. Кем ещё можно стать после службы на флоте?! Работает в родном институте, потом в челябинской филармонии. Так бы может оно и было, если бы в середине семидесятых он не попал на Ильменский фестиваль бардовской песни. И тут всё меняется. Впечатления оказались настолько сильны, что к следующему году. Олег Митяев приезжает туда уже с написанной им песней, которая с тех пор становится гимном всего бардовского движения. «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.» Это был 78-й год. Митяеву только двадцать два, а уже какой потенциал! Спустя год его стихи появляются в литературном журнале «Смена». Потом он появляется в телепередаче, где его замечает Булат Окуджава. С того момента у них завязывается знакомство, переходящее в дружбу. Митяев любит на концертах рассказывать о знакомстве с «Самим». Ну а кто бы не гордился! «Старик Державин нас заметил…». Стоит отметить удивительную литературную плодовитость Олега Митяева, у него более трёхсот песен (плохих нет совсем). В противовес Булату Шалвовичу. У того за сорокалетнюю творческую карьер, около ста пятидесяти. Вдохновение!
Не останавливаясь на достигнутом в 86-м он поступает в ГИТИС, в 91-м его заканчивает. В то же время он начинает выступать в дуэте с бардом Петром Старцевым. В 87-м знакомится и сотрудничает с композитором, мультиинструменталистом-виртуозом Константином Тарасовым. Именно он автор музыки к той самой песне «С Добрым утром любимая!». Вместе они гастролируют и записывают несколько альбомов. «Давай с тобой поговорим», «Светлое прошлое», «Лето это маленькая жизнь». Мелодиевских пластинок, конечно же было не достать (Популярность), а вот на кассетах расходился и перезаписывался очень даже хорошо. Аудиокассеты в конце 80-х и вначале 90-х были наше всё. Именно они были главным источником информации в этой части суши. Иногда даже и не все по имени знали, кто поёт. А вот митяевские восторженные интонации на вдохе и искренность стихов завораживали всех. Чувствовалось такое точное попадание, что трудно было высказать. « А казалось бы проще простого, все три слога сложить в «никогда», и увидеть обычное слово, и промолвить его без труда». Стихи Митяева это целый мир! Совершенный акмеизм. Так чисто и честно сказать обо всём, о том, что про всех нас, « Узнавая жизнь чужую и свою…», может только поэт от Бога. Этому нельзя научиться ни в одном литературном институте. Сейчас некоторые незадачливые блогеры думающие, что они историки и литературные критики, заявляют не стесняясь, что если человек не закончил курсы стихосложения, так он и не поэт вовсе. Более ценны слова Надежды Мандельштам: «Ведь есть же люди, которые пишут стихи не хуже поэтов, но что-то в их стихах не то, и это сразу ясно всем, но объяснить в чём дело невозможно.» Это можно называть по-разному. Можно назвать «дар» или модным термином «магия», но гораздо проще сказать «Душа». «Каждый пишет, как он дышит», сказал Окуджава. Именно так писали Пастернак, Заболоцкий и Цветаева. Душой.
Девяностые годы очень насыщенные у Олега Митяева. Он много гастролирует по Франции, Германии, Израилю и даже получает приглашение на концерты а ЮАР «Самолёт на Африку отчалил, где сливово-чёрные зулусы…» Снимается в нескольких бесхитростных фильмах и сериалах и даже играет в театре имени Моссовета. Того самого, что на Тверской в Москве, где играли великий Тараторкин, где и сейчас «прима» Ольга Остроумова. Митяев играл в спектакле Андрея Житинкина «Большой Владимир» роль Маяковского. Символично. Поэт играет поэта. Кроме того он издаёт сборники своих стихов не малыми тиражами. К примеру одна из первых книг вышла в 1992 году тиражом пятьдесят тысяч экземпляров. Книги переводятся и издаются на западе и даже в Японии. А это уже мировая известность и слава! Митяев-член союза писателей. Сначала заслуженный, а потом и народный артист России. А уж наград и премий не перечесть. Ежегодно выходят пластинки с новыми песнями музыканта и поэта. Интересен альбом с исполнением песен Визбора. Юрий Визбор, как никто лучше подошел для искреннего и задушевного, исполнения. Ну и конечно пластинка «Ни страны не погоста», на стихи Бродского. Даже сурово-педантичный Иосиф Бродский получился у него какой-то добрый, с широкой митяевской улыбкой. . А почему бы нет… Кроме того его песни постоянно исполняют другие артисты. К примеру «Соседка» в исполнении Шуфутинского (Не наточены ножи), многими воспринимается, как именно его собственная песня. Стоит отметить сотрудничество с новым аккомпаниатором и композитором Леонидом Марголиным. Они вместе сделали множество концертов и студийных записей. Марголин автор музыки к многим песням Олега Митяева. В 2006-м к ним присоединился басист и бэк-вокалист Родион Марченко. В таком составе они и по сей день гастролируют. Их концерты это постоянная импровизация, без какого либо трек-листа. Они настраиваются на волну зала, таким образом складывается репертуар. Постоянная связь со зрителями, кроме того шутки и каламбуры. Байки из жизни артистов. Как же без этого. По большому счёту, Митяев своим посылом донёс до нас некую единённость шестидесятников, когда ещё пели у костра под Портвейн «три семёрки». Окуджава и Визбор, которые казалось бы, для многих навсегда остались там… в двадцатом веке, (в «светлом прошлом»), через Митяева доносятся до нас, здесь в двадцать первом. И это необычайно здорово, особенно тем кто чувствует этот посыл и энергетику песен! Здорово и то, что Олег Митяев не потерялся в хаосе телевизионного мракобесия. Не примкнул к стройно марширующему отряду, шагающему из года в год и с канала на канал, которые неизменно служат филистерству и обскуратизму. Он остался самим собой, таким же парнем, с улыбкой в глазах, который когда-то написал «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!». Этой песней он неизменно заканчивает почти каждый свой концерт. Большей частью ему и петь не надо, поёт зал. Митяев и его команда никогда не останавливаются и не прекращают свою творческую деятельность. И не скажешь, что парню 65!.График концертов и список пластинок, по-настоящему впечатляет. Отсюда огромная популярность и казалось бы богатство. Ан нет! Олег Григорьевич не тот человек который «гребёт под себя». На рубеже веков, ещё в 2000-м, он создаёт благотворительный фонд. Кроме прочего фонд организует многие проекты: Ильменский фестиваль, детский фестиваль бардовской песни «Слушай и скажи», народная премия «Светлое прошлое», молодёжная программа «Открытие», детская студия Олега Митяева в Челябинске. Фонд финансирует и помогает молодым исполнителям с выпуском аудио. видео записей, с изданием книг. Список добрых дел можно ещё на страницу продолжить, но мы этого делать не будем. Это уже статистика. На то они и добрые дела, чтоб делались от души и без пафоса. Иной вон украл из бюджета деньги, колокол на них для храма отлил. А на колоколе своё имя прописал. Да так, чтоб на века, на столетия. Потом спустя пару лет смотришь он уже «пострижен и посажен». А его место другому выдали, подобному. Это ли пассионарии и созидатели?! А мы продолжаем слушать Олега Митяева, он худому не научит. Лучшее средство от тоски и безнадёжности. «И на мелкие зайчики солнца, разобьются все наши печали…»