Я окончил девятый класс средней школы в самом начале девяностых. Отправить меня учиться в десятый, бабушка, которая меня воспитывала не смогла в силу финансовых трудностей, и мне пришлось пойти работать. Начинал я свою трудовую карьеру с ускоренных курсов автослесарей, на которые мне дали направления на бирже труда. И вот, в свои 15 лет я попал в жёсткий колектив автопарка по обслуживанию автомобилей такси и автобусов.
Всего нас было 15 человек, все примерно одного возраста, от 14 - до 16 лет. Меня и еще одного паренька, закрепили за участком шиномонтажа, остальных распределили по отсекам. Кто попал в моторный цех, кто в отдел компрессоров, кто на участок технического обслуживания. Больше всего повезло родственнику, работавшего в автохозяйстве слесаря, он попал на склад. Теплое место. Особо делать ничего не надо. Получаешь указание от кладовщика, берешь стремянку и ищешь автозапчасть нужного артикула на стелажах. Нам же в шиномонтаже пришлось не сладко. Целыми днями мы откручивали и прикручивали к автобусам и такси колеса. Правда откручивали не вручную, а специальным прибором, "мартышкой", как ее называли наши наставники. Затем тельфером мы перемещали колеса на участок монтажа и все повторялось вновь.
Несколько раз, когда я совсем падал без сил, меня ставили на участок компрессоров. Там в мою задачу входило устанавливать новую или после ремонта компрессорную головку на стенд, закреплять, соединять ее шкив со шкивом электродвигателя и испытывать на разных режимах работы. Сперва на малых, а затем на высоких оборотах. Если показания манометра находятся в пределах от тре до восьми атмосфер, то головка считалась исправной.
Помню, как старый, в промасленной спецовке, мастер, сказал, что если увеличить обороты в два раза, то на выходе из головки пойдет жидкий кислород.
Теперь то я знаю что это не так. Ведь для получения сжиженного газа важно не только давление, а еще и охлаждение газовой среды. Существует даже такое понятие, как критическая температура. Если не охладить газ до этой температуры, то сжать его будет невозможно ни при каком давлении. Для воздуха, кажется, эта температура равна - 140 градусов по цельсию. Но тогда я этого не знал. И безоговорочно верил наставнику.
Помню один из мои одногруппников, с молчаливого согласия нашего мастера послал меня на склад, принести ведро... Компрессии.
Компрессия, это воздействие на газ, это процесс. Ее можно измерить, как массу или время. Но уж конечно ее нельзя налить и принести в ведре. Я был сконфужен... На до мной смеялся весь цех.
После этого случая я ушел с курсов автослесарей и устроился работать на склад грузчиком. Но идея получить сжиженный газ не покидала меня. С первой зарплаты, я купил у одного из водителей автоколонны, списанную головку компрессора, похожую на те, что собирал на стенде. Еще с одной из зарплат я приобрел промышленный электродвигатель. Когда я его нес домой, я предвкушал, как соединю двигатель с компрессорам и наберу целое ведро сжиженного воздуха. Вот тогда-то вы перестанете надо мной смеяться, подумал я. Прикрутив компрессорную головку и электродвигатель к бруску, я сделал импровизированный верстак.
И тут произошла незадача. Двигатель оказался трехфазным. А значит, совсем не приспособленным к подключению в домашнюю розетку. В ней ведь всего два контакта а в двигателе три!
Помню я так же был удивлен, когда в первый раз, в автошколе сел за руль учебного автомобиля ваз 2106. Там оказалось целых три педали, непонятного мне назначения! Ноги две, а педали три!.
Но вернемся к мотору.
Как только я не пробовал подключать двигатель. Соединял провода между собой, подключал третий, лишний провод, к батарее отопления, оставлял его болтаться в воздухе, все усилия были напрасными. Двигатель лишь гудел, грелся и издавал странные звуки вмести с сильным запахом горелого лака. Я уж было подумал, что меня обманули и продали неисправный мотор.
Но помощь пришла откуда не ждали. В одном из номеров журнала "Юный техник", который я брал почитать в библиотеке, была опубликована схема включения трехфазного двигателя в обычную розетку. Схема очень проста. Два любых провода включаем непосредственно к сети 220 вольт, а третий, через конденсатор, к любому из первых двух. Вот только конденсатор должен быть рассчитан на напряжение не менее 450 вольт. Емкость конденсатора подбирается из расчета 7 микрофарад на каждые сто ватт мощности двигателя. Конечно, двигатель подключенный к обычной розетке не сможет развить свою номинальную мощность, но работать будет исправно. И важно запомнить - электролитический конденсатор не подойдёт.
У меня по крайней мере все заработало с первого раза. Сжиженного газа на выходе я конечно не получил, но компрессия была отменной. Присоединив к компрессору шланг с манометром я запросто смог качать колеса на мотоциклах всем своим друзьям. Чуть позже, я собрал из двигателя и компрессорной головки, небольшую покрасочную станцию и удачно продал ее.
Ситуация, когда опытные рабочие подшучивают над новичками, не редкость. Встречаются такие случаи и в среде опытных радиолюбителей. Главное это не сама шутка, а то, как потом будет поддержан новичок, оказавшийся в такой ситуации. Если его по отечески подбодрят, рассказав при этом истории, как сами опытные рабочие, оказывались в похожих ситуациях, то ничего страшного. То это даже хорошо. Главное чтобы прорабы, мастера и профессионалы, которых кстати не мало и среди читателей дзена, не забывали, что и сами когда-то были новичками и бегали с ведром или банкой на склад за компрессией!
P. S. Молодой автослесарь, подняв машину домкратом, крутит рукой одно колесо, при этом колесо с другой стороны автомобиля остается неподвижным. Мимо проходит опытный автослесарь и спрашивает новичка: - А почему одно колесо крутится, а другое нет?
- Так это ж дифференциал... - Отвечает ученик.
- Вот так всегда, вроде новая машина, а уже дифференциал...