Это источник. Перевод главы Флиндерса Петри "Механические методы строителей пирамид" из книги "Пирамиды и храмы Гизы", 1883. Этот конспект я сделал для удобства пользования и обращения к источнику. Вам не придётся самим искать и переводить.
Механические методы строителей пирамид
"Методы, применявшиеся египтянами для резки твердых камней, которые они так часто обрабатывали, долгое время оставались под вопросом. Были высказаны различные предложения, некоторые из них очень невыполнимы; но никаких фактических доказательств использованных инструментов или способа их использования получено не было. Судя по образцам работ, которые мне удалось собрать в Гизе, и по различным неподвижным объектам, с которых я снял слепки, вопросы, которые так часто задавали, кажутся теперь решенными.
Типичный метод обработки твердых камней, таких как гранит, диорит, базальт и т. д., заключался в использовании бронзовых инструментов; они были снабжены режущим абразивом, гораздо более твердым, чем оперируемый кварц. Материал абразива еще не определен; но возможны только пять веществ: берилл, топаз, хризоберилл, корунд или сапфир и алмаз. Характер работы определенно указывает на то, что алмаз является огранкой драгоценного камня; и только соображения его редкости вообще и его отсутствия в Египте вмешиваются в этот вывод и делают прочный некристаллизованный корунд более вероятным материалом.
Многие народы, как дикие, так и цивилизованные, имеют обыкновение резать твердые материалы с помощью мягкого вещества (такого как медь, дерево, рог и т. д.) с добавлением к нему твердого порошка; порошок прилипает к используемому основанию, и его царапают по камню, который нужно разрезать, поэтому он изнашивается. Поэтому многие люди с готовностью предполагают (как и я сам сначала), что этот метод должен был быть также использован египтянами; и что этого было бы достаточно, чтобы произвести все примеры, собранные сейчас. Это, однако, далеко не так, хотя, несомненно, для алебастра и других мягких камней этот метод применялся.
То, что египтяне были знакомы с ограночным камнем, намного более твердым, чем кварц, и что они использовали этот драгоценный камень в качестве резца с острым концом, подтверждается диоритовыми чашами с надписями четвертой династии, фрагменты которых я нашел в Гизе. Эти иероглифы высечены очень свободным острием; они не соскребаются и не обтачиваются, а пропахиваются диоритом с шероховатыми краями до линии. Поскольку линии имеют ширину всего несколько дюймов (цифры имеют длину около 12 дюймов), очевидно, что точка разреза должна была быть намного тверже кварца; и достаточно прочной, чтобы не расколоться при работе с тонким краем, вероятно, шириной всего 1/200 дюйма. Параллели выгравированы на расстоянии всего 1/30 дюйма от центра к центру.
Поэтому нам не нужно колебаться, чтобы допустить, что вырезание линий в твердых камнях с помощью наконечников из драгоценных камней было хорошо известным искусством. Кажется гораздо более вероятным, что они были произведены фиксированными наконечниками драгоценных камней в пиле, чем каким-либо случайным растиранием рассыпчатого порошка. И когда, далее, видно, что эти глубокие бороздки почти всегда правильны и однородны по глубине и равноудалены, их образование последовательными надрезами драгоценных камней пилы кажется несомненным. Лучшими примерами равноудаленности являются образцы базальта № 4 (илл. XIV) и диорита № 12; в них колебания не больше, чем те, которые всегда случаются при использовании пилы с помощью ручной силы, независимо от того, работает ли она по дереву или по мягкому камню.
На гранитном керне, выбитом из отверстия (№ 7), проявляются другие особенности, которые также можно объяснить только использованием неподвижных остриёв драгоценных камней. Во-первых, канавки, которые проходят вокруг него, образуют правильную спираль, с небольшими прерываниями или волнистостью, чем это неизбежно производится вариациями в составных кристаллах; эта спираль действительно симметрична оси ядра. В одной части можно проследить канавку почти без перерыва на протяжении четырех витков. Во-вторых, бороздки в кварце такие же глубокие, как и в соседнем полевом шпате, и даже несколько глубже. Если бы они каким-либо образом были получены из рассыпчатого порошка, они были бы мельче в более твердом веществе — кварце; тогда как фиксированная точка драгоценного камня была бы вынуждена вспахивать все компоненты на одинаковую глубину; и, кроме того, поскольку кварц немного выступает за полевой шпат (из-за того, что последний изношен общим трением), бороздка на полевом шпате осталась еще менее глубокой, чем на кварце. Таким образом, даже если бы образцы с такими же глубокими канавками могли быть изготовлены из рассыпчатого порошка, особенности этого стержня все же показали бы, что здесь использовались фиксированные точки резания.
О том, что лезвия пил были из бронзы, мы знаем по зеленоватым пятнам на боках спилов и на песчинках, оставшихся в спиле. Формами инструментов были прямые пилы, циркулярные пилы, трубчатые сверла и токарные станки.
Толщина прямых пил варьировалась от 0,3 до 2 дюймов в зависимости от работы; самые большие из них имели длину 8 футов и более, так как пропилы проходят вдоль гробницы Великой пирамиды, длина которой составляет 7 футов 6 дюймов. Спилов, изображенных на рис. xiv., следующие: № i, от конца саркофага Великой Пирамиды из гранита, показывающий, где спил слишком глубоко врезался в материал дважды, а затем снова вышел наружу. № 2, кусок сиенита, подобранный в Мемфисе; видны разрезы на четырех его сторонах и ширина пилы по разрезу в верхней части, и оставшийся в нем песок; фрагмент распила большой базальтовой мостовой на востоке Великой Пирамиды № 4, другой кусок той же мостовой с правильными и четкими линиями № 5, кусок базальта с того же места, распиленный с обеих сторон и почти распиленный на две стороны, № 6, как источник диорита, несущего равноудаленный и правильные канавки дуг окружности, параллельные друг другу; эти канавки почти зашлифованы перекрестным шлифованием, но все еще видны. Единственное возможное объяснение этой детали состоит в том, что она была изготовлена циркулярной пилой. Основными примерами распиловки в Гизе являются блоки большой базальтовой мостовой и саркофаги Великой, Второй и Третьей пирамид, последние, к сожалению, теперь утеряны.
Затем египтяне приспособили свой принцип пиления к круглой, а не к прямолинейной форме, изогнув лезвие в трубку, которая своим вращением просверливала круговой паз; таким образом, выламывая стержни, оставленные в середине таких канавок, они могли выдолбить большие отверстия с минимальными затратами труда. Эти трубчатые сверла имеют диаметр от 1 до 5 дюймов и от 1 до 4 дюймов в диаметре. Наименьшее отверстие, найденное в граните, имеет диаметр 2 дюйма, все меньшие отверстия сделаны из известняка или алебастра, которые, вероятно, были обработаны только трубкой и песком.
Особенностью этих нуклеусов является то, что они всегда сужаются, а отверстия всегда расширяются кверху. В мягких камнях, вырезанных только из рыхлого порошка, такой результат, естественно, был бы получен просто из-за собственного веса на головке сверла, который вдавливал ее в камень, не будучи должным образом сбалансированным, и поэтому всегда тянул сверло в одну сторону; при его вращении материал стирался как с сердечника, так и с отверстия. Но в гранитном ядре № 7, такое объяснение напрашивается, так как глубокие канавки вырезаны так же сильно на коническом конце, как и в других местах; и если бы конус был получен просто растиранием порошка, они были бы отшлифованы и, конечно, не могли бы быть одинаково глубокими в кварце, как в полевом шпате.
Отсюда мы приходим к выводу, что аксиальные режущие кромки были вставлены по бокам, а также по краю трубчатого сверла; поскольку гранитные или диоритовые керны меньше двух дюймов в диаметре не известны, не было бы ничего невозможного в установке таких камней, работая либо через отверстие на противоположной стороне сверла, либо путем установки камня в отверстие, прорезанное в сверле, и оставляя его выступать как внутри, так и снаружи трубы. Тогда перевес верхнего веса в какую-либо сторону будет наклонять сверло так, чтобы изнашивать канавку все шире и шире, и, таким образом, сверло и пыль будут легче удаляться из канавки. Ниже приведены примеры сверления труб на PL xiv: 7, ядро из гранита, найдено в Гизе. № 8, разрез слепка осевого отверстия в перемычке гранитного храма в Гизе; здесь ядро, состоящее из прочной роговой обманки, не может быть полностью вырвано и остается длиной 8 дюймов. Na 9, алебастровый раствор, разрушенный в процессе изготовления, демонстрирующий сердечник на месте; найден в Ком-Амаре (10° 28° ю.ш.) профессором Сейсом, который любезно дал его мне для иллюстрации этого предмета. Грант Бей, любезно подаривший мне вот это, № 11, мраморный глазок для инкрустации, с двумя трубчатыми отверстиями, одно внутри другого, показывающее толщину маленьких сверл. № 12, часть стенки отверстия в диорите из Гизы, примечательная глубиной и правильностью канавок в нем № 13, кусок известняка из Гизы, показывающий, насколько близко друг к другу располагались отверстия при удалении материала сверлением; угол соединения показывает, что канавка одного отверстия просто перекрывала канавку другого, вероятно, не касаясь сердцевины соседнего отверстия; таким образом, требовался минимум труда. Примерами крупномасштабного трубчатого бурения являются большие гранитные ящики, которые были выдолблены путем вырезания рядов трубчатых отверстий, которые только сходились, а затем выламывались керны и промежуточные части; следы этой работы можно увидеть внутри саркофага Великой пирамиды, где два отверстия просверлены слишком глубоко в стенках; и на фрагменте гранитного саркофага с такой же ошибкой работы, который я подобрал в Гизе. В Эль-Бершех (27 дюймов 42 фута широты) есть еще более крупный пример, где платформа из известняковой породы была вырублена путем вырезания ее трубчатыми бурами диаметром около 18 дюймов; круговые канавки, иногда пересекающиеся, доказывают, что это было сделано просто для удаления камня.
От принципа вращения инструмента для более мелких объектов отказались в пользу вращения изделия; и токарный станок, кажется, был столь же привычным инструментом в четвертой династии, как и в современных мастерских. Диоритовые чаши и вазы Древнего царства часто встречаются и демонстрируют высокое техническое мастерство. Одна деталь, найденная в Гизе, № 14, показывает, что применявшийся метод был настоящей токарной обработкой, а не каким-либо процессом шлифовки, поскольку чаша была сбита с ее центрирования, заново отцентрована несовершенно, а старая токарная обработка не совсем выверчена; таким образом, есть две поверхности, принадлежащие разным центрациям и встречающиеся в острие. Такой внешний вид не мог быть получен никаким процессом шлифовки или трения, который давил бы на поверхность. Другая деталь показана фрагментом № 15; здесь изгибы чаши имеют сферическую форму и, следовательно, должны быть вырезаны инструментом, проводящим дугу из фиксированного центра, когда чаша вращается. Этот центр или шарнир инструмента находился на оси токарного станка по всей поверхности чаши, вплоть до ее края; но так как нужна была кромка, центр инструмента был смещен, но с точно таким же радиусом дуги, и сделан новый разрез, чтобы оставить кромку в чаше. То, что это, конечно, не было случайным результатом ручной работы, доказывается не только точной округлостью кривых и их равенством, но и выступом, оставленным там, где они встречаются. Он вовсе не закруглен, как это, безусловно, имело бы место при ручной работе, и это ясное доказательство строго механического метода нанесения кривых.
Ручные гравировальные инструменты также использовались для обработки неровных поверхностей скульптур; это хорошо видно на диоритовой статуе Хефрена, найденной в Гизе, а теперь и в Булаке.
Большое давление, необходимое для того, чтобы сверла и пилы так быстро пробивали твердые камни, очень удивительно; вероятно, на 4-дюймовые сверла, прорезающие гранит, была возложена нагрузка не менее тонны или двух. На гранитном керне № 7 спираль выемки опускается на 1 дюйм в окружности 6 дюймов или на 1 дюйм в 60, скорость вырывания кварца и полевого шпата поразительна. Тем не менее, эти канавки не могут быть вызваны простым царапаньем, возникающим при извлечении сверла, как было предложено, поскольку между сверлом и сердечником в этой части будет примерно 1/20 дюйма пыли. Таким образом, едва ли могло быть какое-либо боковое давление, и точка контакта сверла и гранита не могла перемещаться вокруг гранита, как бы сверло ни вращалось. Следовательно, эти быстрые спиральные борозды нельзя приписать ничему, кроме погружения сверла в гранит под огромным давлением; если, конечно, мы не предполагаем, что для расширения паза попеременно использовался отдельный инструмент для рифления со сверлом, для чего нет достаточных доказательств.
Следует ожидать, что никаких остатков этих пил или трубчатых сверл еще не найдено, поскольку мы еще не нашли даже ненужных образцов работы в десятой части того количества, которое могло бы быть произведено одним инструментом; и инструменты, вместо того, чтобы быть выброшенными, как отходы, будут самым тщательным образом охраняться. Опять же, даже обычных каменных резцов, вероятно, известно не более дюжины, и все же они были бы гораздо более распространенными, чем инструменты, украшенные драгоценными камнями, и также с большей вероятностью были бы потеряны или захоронены вместе с рабочими. Огромные пилы и сверла строителей пирамид станут королевской собственностью, и, возможно, человеку будет стоить жизни, если он потеряет одну из них; в то время как медь будет переплавляться, а драгоценные камни возвращаться, когда инструменты изнашиваются, так что никакие изношенные инструменты не будут выброшены.
Различные другие детали механической работы упоминаются в разных разделах этого тома. Красная маркировка линий каменщика описана в разделе 63. Использование плоскостей на рабочих поверхностях, в разделе 170. Использование начерченных диагоналей, в разделе 55. Характер стыков, в разделе 26. Точность нивелирования, раздел 26. Приладка рядов друг к другу, в разделе 41. Устройство рядов на земле перед строительством, раздел 168. Ушки, оставленные для подъема камня, разделы 50, 55, и 63. Метод подъема камней в разделе 169. Система труда, использовавшаяся при строительстве египетских памятников, в разделе 166. И использование гипса в разделе 128. Общее изложение всех этих механических вопросов с более подробными сведениями о некоторых образцах и примерах работы можно найти в статье «Механические методы египтян» в «Антропологическом журнале» за 1883 г."
#египет #древнийегипет #загадкиистории #история #археология #флиндерс петри #пирамидыгизы #древниецивилизации #древниетехнологии #древниеартефакты
Источники:
1. Petrie F. The Pyramids and Temples of Gizeh. London, 1883
Спасибо за интерес к теме. Не поленитесь поставить лайки, подписаться на канал и прокомментировать. Это дополнительная мотивация для меня искать дальше.