Сегодня уже нет ничего плохого или постыдного обратиться за помощью к психологу. У человека много проблем, которые окружают нас, а их может решить психолог. Наше интервью с частным психологом – психосоматологом Ириной Мархотко.
– Психологи очень востребованы и нужны. Даже немало абитуриентов думают связать свой профессиональный путь с психологией. Ирина, почему на ваш взгляд специалисты в сфере психологии становятся более востребованными в современном мире?
– Современный мир – это интенсивные социальные контакты, это бесконечный поток информации, плюс эпидемиологическая ситуация и т.п. Да еще нельзя не учесть личные травмы из детства, которые не лучшим образом влияют на дальнейшую жизнь. Все это обрушивается на человека, и его сознание не всегда справляется с таким напряжением – все чаще возникают неадекватные эмоциональные реакции, снижается работоспособность, затем появляются конфликты с близкими и т.д. В итоге, человек, чтоб восстановить жизненные ресурсы и оптимизировать психическое состояние, обращается к психологу. А психологическая помощь становится все более востребованной.
– Мне кажется, что сейчас уже люди не так сильно стесняются обращаться к психологу за профессиональной консультацией, чем это было раньше. Почему же стоит посетить такого специалиста? Да и вообще, чем вы можете помочь?
– В настоящее время люди стали просвещеннее, образованнее. Этому очень способствует интернет. Люди стали понимать, что для человека большое значение имеет здоровье не только его тела, но и психики, и, если душе «нехорошо», то высока вероятность того, что тело также откликнется какой-то болью, заболеванием. Большинство людей понимают, что психолог работает с психически здоровыми людьми, не ставит медицинских диагнозов и не выписывает рецепты (для этого есть психотерапевты и психиатры). Поэтому не стесняются и обращаются за помощью.
А я отдаю им свои знания и умения, которые собрала за многолетнюю работу. Помимо наличия высшего образования и психологической квалификации, я прошла дополнительное обучение в Минске, Киеве, Москве и владею современными действующими техниками оказания психологической помощи и позволяющими разобраться в самом себе. Ведь, что у человека внутри, то наблюдается и снаружи. Поэтому, чем раньше человек наведет порядок у себя внутри, тем благоприятнее будет жизнь и снаружи. Я помогаю избавиться от внутреннего, эмоционального дискомфорта – чувства никчемности, вины, обиды, тревоги, раздражения, злости и других. Также оказываю помощь в разрешении межличностных конфликтов, в правильном выборе, в выходе из тупиковых ситуаций, в освобождении от любовной зависимости и в др.
– А с какими проблемами сталкиваются лунинчане? Расскажите, пожалуйста, истории, когда действительно человеку нужна была психологическая помощь, и вы помогли.
– Помимо лунинчан ко мне обращаются клиенты и из других городов. Еще работаю онлайн. Но запросы лунинецких граждан сильно не отличаются от иногородних. Чаще обращаются с неуправляемой необъяснимой тревогой; с обидой на мать (которой, порой, уже нет в этой жизни); с конфликтными ситуациями между супругами, коллегами; с чувством недостойности; со страхом публичных выступлений.
Истории клиентов без их позволения рассказывать не имею права. В общих чертах, женщина более 15 лет не общалась с матерью из-за глубокой обиды на нее. Обида на мать, это, как непринятие жизни. Жизнь отвечала взаимностью – стояла на месте по всем направлениям долгие годы, здоровье только ухудшалось. Уже после первой сессии (2 часа) клиентка, сбросив груз многолетней обиды, в добром расположении духа, оттаявшая и без претензий, сама позвонила матери, завязался теплый разговор, и жизнь тронулась с места, постепенно набирая обороты. Это реальный пример того, как у человека, изменившего свое внутреннее состояние, меняется жизнь снаружи.
– Как с анонимностью? Ведь обратиться может не каждый самостоятельно, хотя понимает, что помощь нужна.
– Анонимность, конфиденциальность – это базовые этические принципы при оказании психологической помощи, соблюдение которых важно не только для клиента, но и для психолога. Ведь на этом строится доверие между ними, без чего невозможно достичь эффективности в работе. Эти моменты оговариваются и гарантируются еще до нашей встречи с клиентом, во время предварительной беседы по телефону. Клиент по своему желанию также
может представиться любым именем. А еще в моем арсенале есть техники для оказания психологической помощи, при которых не нужно рассказывать травмирующую ситуацию психологу, зачастую неловкую для клиента. Если человек пришел к пониманию того, что ему нужна в той или иной степени помощь психолога, но не обращается за ней, то это означает, что он еще недостаточно созрел для этого, не готов еще к переменам. Ведь перемены – это шаг вперед, в новое, иногда вызывающее страх. Зачастую лучше оставаться в старом – плохом, мучительном, но зато в таком известном для него и не пугающем. А бывает вторичная выгода от трудной ситуации, и обратиться за помощью не пускает она. Например, человек чувствует себя мучеником – страдальцем, но ничего не меняет в жизни, потому что при таком раскладе ему все помогают, заботятся, любят… В этом и есть вторичная выгода. Нужно находить другие пути получения заботы и любви, отказаться от старых способов. С этим также помогает разобраться специалист.
– Ирина, что пожелаете тем, кто сейчас сталкивается с какими-то трудностями? Как их преодолеть?
– Жизнь, она разная. Учитесь любить ее сегодня, в тех условиях, в которых находишься. Учитесь быть счастливыми здесь и сейчас. Не получается? Обращайтесь – помогу.