Заказчикам разрешено закупать товары у едпоставщика в условиях чрезвычайной ситуации. Такие закупки считаются срочными. Это значит, что срок поставки по ним сокращен по сравнению с обычными контрактами. Если срок поставки слишком большой, у контролеров из ФАС возникнет резонный вопрос: а точно ли поставка товара такая чрезвычайно срочная или время все же терпит. Эксперт журнала «Госзакупки.ру» объяснил, почему заказчик из этой истории, хотя и имел основание для проведения неконкурентной процедуры, должен был проводить конкурентные закупки на поставку аппаратов ИВЛ.
Сюжет: в пандемию заказчик заключил три срочных контракта с едпоставщиком по форс-мажорному основанию
Заказчик заключил три контракта с разными компаниями на поставку аппаратов искусственной вентиляции легких. Закупки не были конкурентными. Все они были проведены у едпоставщика на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. По условиям первого контракта поставщик обязался поставить 14 штук на сумму 41 986 000 руб. в течение 150 рабочих дней, по условиям второго — 10 штук на сумму 50 000 000 руб. в течение 10 рабочих дней, по условиям третьего — 2 штуки на сумму 5 998 944 руб. в течение 180 календарных дней.
Почему ФАС решила, что нужно проводить конкурентные процедуры, ведь коронавирус давно признали форс-мажором
В рамках внеплановой проверки ФАС обнаружила нарушения. Заказчику напомнили, что закупки на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ можно проводить в условиях обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и т. д., когда проведение конкурентной процедуры, требующее больше времени, нецелесообразно.
Действительно, пандемия коронавируса была признана обстоятельством непреодолимой силы. Это подтверждает совместное письмо Минфина, МЧС и ФАС от 03.04.2020 № 24-06-05/26578, № 219АГ-70, МЕ/28039/20.
Такие закупки предполагают срочную поставку, ведь на кону жизни людей и счет идет даже не на дни, а на часы и минуты. Но у заказчика только один контракт предполагал действительно срочную поставку: в течение 10 дней. По двум другим поставка по условиям контракта должна быть выполнена через 150 и 180 дней. То есть заказчик дал поставщикам почти полгода на выполнение контракта по форс-мажорному основанию.
Контролеры из ФАС резонно посчитали, что такие длительные поставки аппаратов ИВЛ противоречат пункту 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Если у заказчика не было потребности в товаре в ближайшее время, он мог провести конкурентные процедуры. Однако не сделал этого. Таким образом, действия заказчика создали преимущественные условия деятельности конкретным компаниям и нарушили запрет, установленный частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Итог проверки: заказчика не наказали, но обязали все исправить и сократить сроки поставок
ФАС потребовала от заказчика сократить сроки поставки по двум контрактам и урегулировать этот вопрос с поставщиками. Также в предупреждении ведомство потребовало в следующих закупках соблюдать требования антимонопольного законодательства. Кроме того, заказчик должен сам договориться и решить вопросы с поставщиками, а это дополнительные затраты времени и сил на не самые легкие переговоры. Потому что поставщики здесь ни в чем не виноваты, заказчик сам допустил ошибку, установив такие длительные сроки поставки аппаратов ИВЛ (предупреждение Бурятского УФАС от 15.06.2020 по делу № 003/ 01/15–457/2020).