Найти тему
Жизнь до и после...

Как пережить смерmь близкого человека. Советы кризисного психолога (Статья 3).

Оглавление
Михаил Хасьминский православный кризисный психолог.
Михаил Хасьминский православный кризисный психолог.

Лишь в редких случаях человек заранее подготовлен к смерmи близкого. Обычно чаще горе настигает нас неожиданно. Что делать? Как реагировать? Рассказывает Михаил Хасьминский (в дальнейшем М.Х.), руководитель православного Центра кризисной психологии при храме Воскресения Христова в Москве.

Не знала.что существуют центры кризисной психологии при храмах. Но вот нашла на мой взгляд интересное интервью для моего канала,где кризисный психолог подробно рассказывает как пережить смерть близкого. Очень глубоко раскрыта тема. Читаем и анализируем. Возьмите блокнот и ручку. Думаю они вам понадобятся.

М.Х.:

Не все люди в храме являются экспертами по вопросам жизни и смерmи.

Часто так происходит,что потеря близкого человека становится первым шагом на пути к Господу. Когда происходит горе,первые вопросы - что делать,куда бежать? Многие поступают правильно отвечая себе - надо идти в храм. Важно помнить, что даже в состоянии шока надо отдавать себе отчет, и задать вопрос - зачем или к кому ты идешь в храм. Прежде всего, конечно, к Господу. Часто так получается,что человеку, который пришел первый раз в храм и не знает с чего начать, особенно важно встретить там того, кто поможет разобраться во многих вопросах, не дающих ему покоя.

Этим человеком желательно должен бы стать священник. Часто у него не всегда есть время и весь день расписан. И понятно ,что кого человек увидит первым,к тому и обратится с вопросами. И понятно,что этим человеком может стать даже простой свечник. Надо понимать, что в церкви можно наткнуться на самых разных людей.

Предположим, человек пришел в поликлинику, а гардеробщица ему сказала: « У тебя что болит-то?» — «Да, спина». — «Ну, давай я тебе расскажу, как лечиться. И литературу дам почитать».

В храме происходит то же самое. И очень грустно, когда человек, который и так сильно ранен потерей своего близкого, получает там иной раз дополнительную травму. Честно говоря, даже не каждый священник сумеет правильно выстроить общение с человеком в горе — он ведь не психолог. Да и ,поверьте мне,не каждый психолог справится с этой сложной задачей, у них, как и у врачей, есть специализация. Я, предположим, ни при каких обстоятельствах не буду давать советы из области психиатрии или работать с алкозависимыми людьми.

А что уж говорить о тех, кто раздает непонятные советы и привержен суевериям! Часто это "околоцерковные" люди, которые на службу в церковь не ходят, но заходят: ставят свечи, пишут записки, освящают куличи, — и все знакомые к ним обращаются как к экспертам, которые все знают о жизни и смерmи.

С людьми, переживающими горе, надо говорить на особом языке. Общению с горюющими, скорбящими людьми надо учиться, и к этому делу надо подходить серьезно и ответственно. На мой взгляд, в Церкви это должно быть серьезным направлением, ничуть не менее важным, чем помощь бездомным, помощь людям находящимся в заключении и другое социальное служение.

Что ни в коем случае нельзя делать — это проводить какие-то причинно-следственные связи. Никаких,например - «Бог ребенка забрал по твоим грехам»!

Откуда вам знаеть то, что одному только Богу известно? Такими словами горюющего человека можно травмировать очень сильно и надолго.

Итак, если у вас горе,вы пришли в храм, будьте очень осторожны при выборе людей, к которым обращаетесь со сложными вопросами. Не стоит думать, что в церкви вам все что-то должны — ко мне на консультации нередко приходят люди, оскорбленные невниманием к ним в церкви, не понимающие, что они не центр вселенной и окружающие не обязаны выполнять все их желания.

И конечно сотрудникам и прихожанам храма, если к ним обращаются за помощью, не стоит выдавать себя за эксперта. Если вам хочется помочь человеку возьмите его за руку, налейте ему горячего чая или воды и просто выслушайте его. Горюющему

иной раз от вас требуются не слова, а соучастие, сопереживание, соболезнование — то, что поможет шаг за шагом справиться с его трагедией.

(Автор: и все равно на сколько же трудно в этой области разобраться. Иной раз человеку надо выговориться,а иной раз помолчать...)

Если умер наставник…

Люди теряются и глубоко переживают, когда лишаются человека, который был в их жизни учителем, наставником. Для кого-то это родные — мам,папа,бабушка, для кого-то — совершенно сторонний человек, мудрый помощник без которого сложно представить свою жизнь дальше.

Когда такой человек умираеm, возникает тупик и вопрос как жить дальше без этого человека? В стадии шока такой вопрос вполне естественен.

Но если его решение затягивается на несколько лет, это кажется мне просто эгоизмом: «мне был нужен этот человек, он мне помогал, теперь его нет, я не знаю, как жить».

Отвечу так - возможно теперь вам надо помочь этому человеку? Может быть, теперь ваша душа должна потрудиться ,молясь об усопшем.И ваша жизнь теперь - благодарность за воспитание и мудрые советы вашего наставника?

Если у взрослого человека ушел из жизни такой важный человек, который давал ему свое тепло, участие,заботу,то стоит вспомнить об этом и понять, что теперь вы, как заряженный аккумулятор, можешь это тепло раздавать другим.  Чем больше вы раздаете, чем больше созидания привнесете в этот мир — тем больше заслуга вашего наставника.

Если с вами делились мудростью и теплом, зачем плакать, что теперь некому больше это делать? Начинайте делиться теперь вы — и получите это тепло уже от других людей. И не думайте постоянно о себе, потому что эгоизм — самый большой враг переживающего горе.

Если умерший был атеистом.

Каждый во что-то верит. И если вы верите в жизнь вечную, значит, вы понимаете, что человек, провозглашавший себя атеистом, теперь, после смерти — такой же, как и вы. К великому сожалению, он осознал это слишком поздно, и ваша задача теперь — помочь ему своей молитвой.

Если вы были близки с ним, то в какой-то степени вы выступаете продолжением этого человека. От вас теперь многое зависит.

Что значит «пережить горе»?

Полностью пережить горе — это значит превратить глубокую скорбь в светлую память. После операции остается шов. Но если он хорошо и аккуратно сделан, он уже не болит, не мешает, не тянет. Так и тут: шрам остаётся, мы никогда не сможем забыть о потере. Но переживать ее мы будем уже не с болью, а с чувством благодарности к Господу и к умершему человеку за то, что он был в нашей жизни, и с надеждой на встречу в жизни будущего века.

Начало интервью с Михаилом Хасьминским,кризисным психологом читайте в первой статье.

И во второй статье .

Дорогие читатели! Не знаю как вам,а мне очень понравились две вещи:

  1. То что можно обратиться к кризисному психологу, тем кто проживает в Москве. Воспользуйтесь этим.
  2. Мне гармонирует то,что я читая интервью Михаила Хасьминского отчасти получаю ответы на свои вопросы. Вера - великая сила. Молитва гармонизирует душу. Жизнь бесконечна.

Получаю ответы отчасти...

Дело в том ,что вопросы не заканчиваются,а ответов мало. Доверься Богу... Попытаюсь...

Желаю вам дорогие читатели,прийти к своему "я", прийти к вере,а возможно что то своё. Главное чтобы помогало. Чтобы во благо.

Рекомендую вам похожие статьи:

Когда гибнет единственный ребенок в аварии.Школа выживания.Советы психологов и из собственного опыта.

Гибель ребенка.Несколько эффективных советов,которые помогут жить дальше.

Как выжить после гибели ребенка?Сильная молитва за своего ребенка.

Как правильно молиться и поминать усопшего близкого.