Найти тему
Один раз МАМа

Зачем нужны моторные программы и переключения и как от них зависит речь?

Я уже поверхностно затрагивала тему моторных программ в статьях, а так же показывала Вам много видео таких программ и я это делаю не просто так:

  • Я хочу показать вам как разнообразить сами моторные программы, потому что их необходимо не только заучивать и оттачивать, добиваясь автоматизации, но и всё время вводить новый материал и новые движения для развития моторного планирования, которое необходимо для развития речи.
  • Я хочу показать Вам, что моторные программы можно выполнять на любых предметах.
  • Я хочу доказать Вам, что моторная программа непосредственно связана с переключением внимания и этот тандем так же необходим для качественной речи ребёнка. Если будет порядок и согласованность действий в крупной и мелкой моториках, то и с речью, её построением, формулированием мыслей проблем не будет.

Моторные программы и переключения, их связь между собой и как работают.

-2

Моторная программа и переключения - это тандем, который по отдельности невозможен, потому что последовательность выполнения движений напрямую зависит от переключения внимания.

Ребенок не хлопнет в ладоши, пока не переключит своё внимание на жёлтую губку, которая и будет означать "хлопок в ладоши".

Своевременное переключение внимания в дальнейшем будет помогать ребёнку:

  • При письме: не пропускать буквы или не дублировать лишние.
  • При чтение: читать, соблюдая пунктуация, читать плавно и, наверное, даже автоматизированно.
  • При речи: говорить понятно, не запинаясь, составлять верно слово, не путать, не дублировать, не переставлять слоги в словах. Верно употреблять последовательность слов, чтобы составить предложение и правильно донести до нас свою мысль.

Ведь что такое рассказ?

Возьмём обычный рассказ по картинке: вы на неё смотрите, у вас появляются мысли, которые нужно систематизировать, построив программу из них, потом эти мысли необходимо одеть в текст и этот текст рассказать нам. А если нет переключения, то рассказ не сможет даже начаться, потому что ребёнок не сможет переключиться с одной мысли на следующую, теряется цепочка и у ребёнка ничего не получается.

Казалось как всё просто, но на самом деле это такие нюансы, которые могут быть просто недоработанны и оказывать огромный негативный эффект на обычную речь ребёнка. А дальше будут возникать как трудности и в письме, так и в чтение.

Совсем недавно я выкладывала видео с упражнением на переключение внимания на карандашах, вот оно:

Смысл этой программы был прост:

хлопнуть и положить ладошки между карандашей, не пропуская ни одного карандаша.

Я не знаю, заметили Вы или нет, но сын не справился с упражнением и я этому ни удивлена. Именно это служит косвенным подтверждением того, что переключение внимания у него развито слабже, чем хотелось бы. В свою очередь признаки недоработки этого самого внимания я могу наблюдать и в его речи, когда он может повторить два слова подряд например:

я сегодня, сегодня что-то делал.

И вот когда он повторяет слово "сегодня" два раза я понимаю, что он не переключил внимание дальше, его мысль не готова и вот эта заминка всего лишь в секунду портит его красоту речи, речь становится скомканной и отрывистой. Такого быть не должно. Согласитесь, что Вам самим будет тяжело слушать собеседника, который повторяет слова, либо нарушает грамматическую структуру предложения.

Как приятнее звучит предложение?

Кашу я сегодня не поел.
Я сегодня не поел кашу.

Хотя смысл, без сомнения, понятен в обоих вариантах, но второй вариант правильный по грамматической структуре, где от формы подлежащего зависит форма других членов предложения.

Все эти кирпичики, нюансы, казалось бы не важные вещи, создают целую картину, дают нам правильный конечный результат, который достигается работой над движением, абсолютно любым (крупным, мелким, артикулляционным), который в свою очередь развивает мозг (его структуры, связи, нейроны), которые и выдают нам результат.

Надеюсь, я смогла Вам ответить подробно на вопрос о том, какой смысл имеют моторные программы и их разучивание, их усложнение, их новизна и почему они важны для развития речи у ребёнка.

---------------

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки. Спасибо, что читаете.