Недавно народный артист России отметил своё восьмидесятилетие. В Москве состоялся большой юбилейный концерт с участием многих известных эстрадных исполнителей. Список тут огромный. А перед круглой датой Лев Валерьянович пообщался с журналистами.
- Часто говорят, что артисты должны быть вне политики. А вас иногда называют кремлевским соловьем...
- Я никогда не исполнял плохие песни. Или слишком лобовые. И тут даже не дело вкуса. У меня всегда была какая-то самоцензура. Конечно, что-то нам разрешали исполнять, а что-то и запрещали.
Но всегда корректно. Просто просили не записывать ту или иную вещь. Сейчас ведь тоже существует такое понятие как формат. Многие авторы невостребованные.
Естественно, я слышал, что меня называют кремлевским соловьем. Но ведь и сейчас выступление в Кремле считается невероятным успехом. Туда приглашают только лучших из лучших.
Раньше мы пели о том, чем жила наша страна. И был уровень. Скажем, песни о войне писали Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко и другие великие поэты. А сегодня о чем песни? Да ни о чем!
Сейчас не культура, а шоу-бизнес
- Почему?
- Потому что сейчас у нас не культура, а шоу-бизнес. И главное здесь даже не «шоу», а «бизнес». Еще Борис Пастернак говорил, что искусство - это губка, которая впитывает то, что происходит вокруг.
Я иногда и сам балуюсь: пишу и стихи, и музыку. Принес как-то песню на радио. А ее редакторы отвергли. И я не обиделся. Мне объяснили, что я еще недостаточно впитал.
Я не хочу сказать, что сейчас нет хороших авторов. Скажем, мне нравятся некоторые рэперы, которые исполняют вещи действительно на злобу дня. Oxxxymiron, Doni, Loc-Dog... Слышу часто прекрасную поэзию.
- В прошлом году вы даже записали с Loc-Dog (Александром Жвакиным) совместный клип «Мы будем жить». Многие были удивлены...
- Так я по своей натуре - экспериментатор. Никогда не стою на месте. Когда наступила пандемия, тоже не сидел сложа рука. Собрал все свои оперные, камерные вещи, выпустил целую виниловую пластинку.
У меня своя студия, в которой я во время карантина записал уже 4 альбома. Это 40 новых песен. Из них только несколько попали в юбилейный концерт: «Мы единое целое», «Напиток счастья» и «Мы будем жить с Лок Догом.
Более того, по моим идеям группами авторов созданы два мюзикла - «Под крышей дома» (по мотивам творчества Юрия Антонова), а второй — «Первая любовь», он навеян одноименной повестью Ивана Тургенева.
Только для «Первой любви» написано 17 потрясающих номеров. Представляете, какая огромная была проделана творческая работа. Так что я тружусь!
Это возвращаясь к вопросу о том, чем занимаются артисты. Только пандемия мешает. Сейчас даже невозможно провести сольные концерты. Многие стали устраивать творческие встречи.
Наверное, я тоже перейду на этот формат. Не могу без общения со зрителями. Я считаю, что для любого артиста это крайне важно. И не только для артиста.
Как вы, наверное, знаете, я большой поклонник спорта. Больно смотреть, как проводятся матчи без болельщиков. Понятное дело, пустые залы совершенно не вдохновляют на победы.
Вокалист до мозга костей
- Многие удивляются тому, что у вас такой «молодой» голос. Хотя не секрет, что с годами даже у самых именитых вокалистов возникают большие проблемы.
- Да, я вокалист до мозга костей. Закончил ГИТИС как бас-баритон. Это высокий бас. Я пел даже арии Бориса Годунова. Каждый день тестирую свой голос.
Если чувствую какие-то проблемы, то беру паузу, чтобы восстановиться. В случае более серьезной «поломки» отправляюсь к отоларингологу, чтобы он чего-нибудь мне туда прыснул.
Загубить голос можно очень легко... С другой стороны, мой «молодой» голос от природы. Говорят, он звучит, как у сорокалетнего. Но есть ведь и люди, которые выглядят очень молодо.
Кстати, у моего деда тоже был высокий бас, он великолепно пел до последних дней своей жизни. Причем его голос звучал! Отец тоже пел. Но немножко, для себя.
В молодости я был рабочим в Большом театре. Специально туда устроился, чтобы понаблюдать за артистами. Застал многих великих певцов. И видел, как они себя расходуют.
Порой совершенно не щадя себя. А ведь Иван Козловский всегда говорил: «Петь надо процентами». То есть до конца никогда не нужно выкладываться.
Как-то Иван Семенович пришел в ГИТИС, когда ему было уже девяносто лет! Он прекрасно исполнил романс «Я встретил вас». Его голос звучат потрясающе. А все потому, что он бережно к нему всегда относился.
Понимал, что это дар божий, который имеется далеко не у всех. Так что тембр можно сохранить до глубокой старости. Хотя мышцы уже, конечно, не держат. Начинается «раскачка». Поэтому нужно следить и за своей физической формой, - отметил знаменитый артист.
Читайте другие материалы автора:
Лев Лещенко о званиях, наградах и труде артистов
Ольга Бузова в "Чудесном грузине" МХАТа
«Я родилась в телеге на высылках...» - говорит Татьяна Поппе
Экс-рижанин на московской сцене. +Видео