А вот всё-таки, странные люди есть. Пишут, мол, а лечить-то герпес и нечем, кроме ацикловира!
Удивительно, почему не пишут то же самое про сифилис – а лечить-то нечем, кроме пенициллина. А ботулизм – нечем, кроме антитоксина!
То ли дело, допустим, мигрень. НПВС, спазмолитики, антиэметики, бета-блокаторы, ботокс, эрготамин, антиконвульсанты, моноклональные антитела, антидепрессанты, даже нейролептики. И поведенческая терапия сверху. И диета, и физиопроцедуры. Красота! Праздник науки и пиршество глаз. А люди как страдали головными болями, так и страдают.
Наличие 1-2 действительно эффективных, «работающих» препаратов – это как раз и есть показатель того, что с болезнью научились справляться. Ладно, успокоимся. И продолжим по порядку, в щадящем режиме. А то «нервы не восстанавливаются», а нам ещё в список Форбс на хайпе въезжать.
В прошлой статье мы затронули только первые три типа вируса герпеса, а их целых 8! И это пока, наука, она движется. Железный конь приходит на смену крестьянской лошадке.
4 тип – вирус Эпштейна-Барра. Современная наука ассоциирует с этим вирусом множество болезней – мононуклеоз, лимфогранулематоз, даже рассеянный склероз! Когда найдём лекарство против этого вездесущего и опасного микроба или получим действительно работающую вакцину, то избавимся от многих опасных недугов.
5 тип – цитомегаловирус (ЦМВ). Не менее распространён, хотя и менее опасен. Но может вызывать и тяжёлые, генерализованные поражения (лихорадка, воспаление паренхиматозных органов и практически всех лимфоузлов) у лиц с ослабленным иммунитетом. Опасен для беременных, особенно на ранних сроках.
6 тип – вирус «любит» прежде всего лимфоциты. «Носит» его до половины человечества, но опасен прежде всего для детей до 2 лет, вызывая так называемую «псевдокраснуху» (шестую болезнь).
7 тип. «Молодой» - открыт в 90-х годах прошлого века, похож на предыдущий. С ним связывают и иммунодефицитные состояния, и лимфопролиферативные заболевания, и даже синдром хронической усталости.
8 тип – «самый юный». Распространён повсеместно (до 25% населения), но «проявляется» прежде всего у людей с иммунодефицитом (ВИЧ, состояния после лучевой терапии, трансплантации органов). Обнаруживается у пациентов с саркомой Капоши – множественным злокачественном новообразовании кожи, прежде всего, у больных СПИДом.
На этом разбор герпетического многообразия закончим и перейдём непосредственно к «лечить-то нечем».
Как мы видим, семейство многолико, вездесуще (проникает и воздушно-капельным путём, и контактно, и через всякие естественные жидкости) и опасно – по данным ВОЗ – 2-я причина смертности среди вирусных заболеваний (не забываем об опухолях, индуцируемых 4,5 и 7 типами) уступая только вирусным гепатитам. Воистину «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Нельзя такую заразу оставлять «безнаказанной».
Но именно так и было сотни и тысячи лет – не хватало у нас знаний об этой болячке. Да что там говорить – само существование вирусов было доказано только в начале 20-го века. Хотя и пытались бороться с ними вакцинами ещё со времён Дженнера (оспа) и Пастера (бешенство). Вот такая научная «загогулина» - возбудителя глазом не видим, а защищаться от него уже пытаемся. Жить-то хочется.
После создания электронного микроскопа и разгадки тайн генома (пока самых простых) – «процесс пошёл»: вирусы открываются чуть ли не ежедневно, раскладываются по полочкам – эти ДНК-содержащие (как наш «герой»), а те – РНК.
Но, вот с лечением всё не так радужно. Вирус – он с одной стороны – живая тварь. Размножается, мутирует, меняется по всем законам эволюции. Камень, например, так не может. А с другой – какой же он живой, если не состоит из клеток! Даже жить самостоятельно не может – только в клетке хозяина. И как прикажете бороться с эдакой тварью? На какую кнопку нажать «у ей внутре», чтобы она «сдохла»?
Понадобилась целая масса фундаментальных открытий (и заслуженный «нобелепад» их авторам), чтобы эту кнопку всего лишь «нащупать». Убить и так «не живое» никак нельзя, надо хотя бы не дать ему множиться. То есть блокировать образование ДНК с помощью веществ, схожих по структуре с «родными» нуклеозидами – «кирпичиками» этой самой дезоксирибонуклеиновой кислоты.
И при этом не убить саму клетку! Задача архисложная. Уфф, даже описание её простыми словами далось автору нелегко, а каково было учёным? Но они справились.
В 1974 году сотрудником компании Wellcome Research Laboratories (теперь часть GlaxoSmithKline) Говардом Шеффером был получен родоначальник целого класса противовирусных препаратов – Ацикловир. Одобренный уже в 1981, ацикловир (фирменное название – Зовиракс) сразу стал «золотым стандартом» лечения герпеса во всех возможных формах – таблетки, растворы, мази. И остаётся им до сих пор.
В чём же его секрет? Это искусственный аналог «кирпичика» ДНК - нуклеозида дезоксигуанозина. Когда вирус начинает активно размножаться (более точное слово – реплицироваться), ацикловир встраивается в ДНК и делает заражённую клетку «неполноценной». Она не может воспроизводить новые вирусы, процесс останавливается. А для вируса – это чистая смерть! Пусть с задержкой, но «просыпается» иммунная защита, вырабатываются антитела, и уже сам организм «добивает» инфекцию.
Это всё «химия», глазом невидимая, а нам нужно точно – против чего работает? Вот и пригодилась «нудная классификация». В порядке убывания эффективности: Тип 1, 2 (простой герпес, в том числе и генитальный) – самые чувствительные, Тип 3 (ветрянка, опоясывающий лишай) – в 20 раз менее чувствителен, 4 (ЭБ), 5 (ЦМВ) – в 470!
Да, препарат не действует на «спящий» вирус. Микроб «раскрывается только в атаке» - тогда же ацикловир и останавливает его воспроизводство в клетке. А уничтожать и выводить герпес из организма – дело нашего иммунитета. Тем более, даже, если избавитесь – пара вдохов или прикосновений – и окружающие «поделятся» с вами новой вирусной порцией.
Зато ацикловир практически безопасен для наших здоровых клеток! И в этом его «прелесть», позволяющая активно применять препарат и беременным, и детям. Но тут аккуратнее – никакого самолечения! Доверьтесь специалистам – дозы, формы и пути введения отличаются от взрослых. Хотя препарат и мало токсичен, выводится он в основном почками. При нарушении их функции дозировка тоже требует коррекции.
Есть у ацикловира один недостаток, куда ж без него. Это низкая биодоступность – то есть препарата мало «доходит до места работы». Всего 15-20% от принятой через рот дозы. Поэтому, чтобы активное вещество было в «очаге» постоянно и в нужной концентрации, принимать ацикловир надо часто и правильно – каждые 4 часа при лечении простого герпеса, каждые 5 – для профилактики рецидивов. Есть у ацикловира и внутривенные формы, для тяжёлых, больничных случаев.
Наука частично решила и эту задачу, создав препараты следующих поколений - с лучшей биодоступностью. Добавили к формуле аминокислоту валин – получите валацикловир (уже 54%), с режимом приёма 2 раза в сутки, причём независимо от приёма пищи. Не дремлет фарма, повышает наше качество жизни. Не бесплатно, конечно – что ж вы хотели, капитализм.
Есть и другие представители класса ациклических нуклеозидов – пенцикловир (фамцикловир - его пролекарство с биодоступностью уже 77%!). И работы с этим семейством препаратов продолжаются – по соотношению эффективность/безопасность - мало какие лекарства могут с ними соперничать. Хотел ещё добавить к этой паре «цена», да рука не поднялась. Хорошие «родные» препараты не дёшевы, копеечные покупать – не советую.
Но для людей, подверженных герпесу (автор в их числе) держать ацикловир в аптечке (мазь или таблетки) просто необходимо. Зачем? А тут всё просто – чем раньше начнёшь лечить «простуду», тем быстрее пройдёт. А зачастую – исчезнет ещё на этапе зуда-покраснения, даже до пузырьков не дотянет. А пока соберёшься в аптеку, пока выберешь - вся красота уже "выскочила".
Про НПВС я писал как-то, что качественные дженерики меня вполне устраивают. К сожалению, с противогерпетическими – не «прокатывает». Приходится тратиться раз в год на дорогой фирменный Валтрекс. Зато достаточно 1-2 таблеток для «губного» герпеса. Знаю, что в инструкции – курс 5 дней, но после исчезновения симптомов сразу отменяю, это не антибиотики, долечивания не требуется.
Более дешёвые и поздние дженерики валацикловира – «на мне» просто не работают. Опять же, не настаиваю, кому-то и они «пойдут». Тут главное – начать лечение как можно раньше и не путать герпес с «заедой» в углу рта. Она может быть и грибковой, и стрептококковой – ацикловир не поможет.
А что ж это хитрые буржуйские учёные против герпеса придумали такую ловкую пилюлю, а с другими вирусами никак не справятся? Денег не хватило? С деньгами там всё в порядке, равно, как и с идеями.
Но… Почему человечество до сих пор не может победить другие вирусы, мы и поговорим в следующих статьях.
А пока – будьте здоровы!
***
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Автор этого канала – врач с более чем тридцатилетним стажем, из них 20 – в области клинических исследований. Понравилось? Тогда поделитесь в соцсетях, лайкните и подпишитесь, впереди много занимательного и удивительного!