Вторая Мировая на двух берегах
Охота на "Синано"
Линкор «Синано» (тип «Ямато») был назван так в честь одноименной реки - главной водной артерии Страны восходящего солнца, Его заложили 4 мая 1940 года, нс в декабре 1941-го, когда было выполнено около 50% работ, строительство почему-то заморозили. Только летом 1942 года было принято решение достраивать его, но уже как авианосец - после битвы у атолла Мидуэй японский флот остро в них нуждался...
Японцы спешили — потери их кораблей к 1942 году значительно превышали темпы ввода новых судов. Что касается «Синано», то его спустили на воду 5 ноября 1944 года — на 4 месяца раньше запланированного срока. Платой за аврал были многочисленные недоработки, а также отсутствие на борту гидроакустической станции, которую планировали то ли установить позже, то ли вообще не устанавливать.
Роковое решение
Командиром корабля назначили капитана 1 -го ранга Тосио Абэ - бывалого моряка. Но у него не было опыта командования крупным кораблем - во время битвы за Мидуэй Абэ отважно командовал 10-м дивизионом эскадренных миноносцев, пытаясь спасти экипаж авианосца «Хирю». Кадровый голод японцев был следствием не только военных потерь, но и идиотской склонности потомков самураев к сэппуку (харакири), а точнее, к «морскому» ее варианту - многие капитаны тонущих японских кораблей просто отказывались покидать судно. «Синано» требовалось пройти ходовые испытания, поэтому решили перевести суперавианосец во Внутреннее море (пролив между японскими островами Сикоку и Хонсю), в город Куре, подальше от глаз американцев.
Перед походом капитан Абэ собрал совет своих офицеров с целью определить, как лучше переправиться во Внутреннее море. Вариантов, собственно, было два - идти днем, поближе к берегу, рассчитывая на прикрытие своей авиации. Или ночью, подальше от берега, не опасаясь атак с воздуха, но становясь потенциальной мишенью американских подводных лодок. Большинство офицеров склонялось к дневному переходу. То же советовали командиры эскортных эсминцев. Но Абэ рассудил иначе.
28 ноября 1944 года в 18:00 авианосец вышел в открытое море. Его сопровождал эскорт из трех эсминцев: «Исокадзэ», «Юкикадзэ» и «Хамакадзэ» (последний был оснащен радиолокационной станцией). На борту авианосца находилось около 2,5 тысячи человек: 2176 членов экипажа и около 350 человек рабочих и обслуги. На верхней палубе разместилось 50 самолетов-снарядов для камикадзе, а также 6 кайтенов (торпед для смертников). Собственная авиация «Синано» (47 самолетов) вместе с экипажами должна была прибыть на авианосец уже во Внутреннем море.
Однако, как иногда бывает, даже самый лучший расчет может испортить глупая случайность. И такой случайностью стала одиночная американская подлодка со смешным названием «Арчерфиш» («Лучник-рыба», иначе именуемая «Брызгун») и ее командир Джо Инрайт.
Трагический переход
Джо Инрайт имел на ту пору в Тихоокеанском флоте США славу капитана-лузера. Свою службу он начал еще в 1933 году, а в 1943-м его назначили капитаном на субмарину 88-247 «Дейс». Его мечты стать американским Отто Кречмером (самый результативный офицер-подводник во Второй мировой войне) сразу же были разбиты вдребезги: получив от военно-морской разведки США точные данные о местоположении и курсе авианосца «Сёкаку» (участника нападения на Пёрл-Харбор!), он умудрился его прозевать. Разочарование его было так велико, а недовольство экипажа субмарины — столь явно, что Инрайт после первого же боевого похода в качестве капитана попросил о переводе. И его перевели... на берег! Несколько месяцев он протирал штаны за игрой в покер как старший офицер базы подводных лодок на острове Мидуэй, пока его снова не призвали — командовать SS-311 «Арчерфиш».
Вероятность встречи японского авианосца и подводной лодки той ночью была минимальной — но она состоялась. В 20:48 радар подлодки обнаружил значительную цель в 12 милях по пеленгу 30 градусов. Сначала Инрайт решил, что имеет дело с танкером. Но, приблизившись, он и его команда нашли целый «плавучий остров».
Однако и японцы не дремали. В 22:45 сигнальщики «Синано» обнаружили неопознанный корабль справа по курсу авианосца (это был «Арчерфиш» в надводном положении). На перехват вышел эсминец «Исокадзэ». Эсминец и субмарина сблизились на расстояние торпедного удара. Как позже вспоминал сам Инрайт, он решил командовать погружение, только если эсминец начнет обстреливать его из артиллерии. И то — только после залпа из трех кормовых торпед, надеясь потопить защитника авианосца.
Но приказом капитана Абэ «Исокадзэ» был возвращен в строй - он посчитал, что это отвлекающий маневр «волчьей стаи» американских субмарин, чтобы оставить его корабль без охраны.
Увидев развернувшийся эсминец и удалявшийся авианосец, Инрайт понял, что клеймо лузера у него может остаться навечно, и начал, как казалось, бессмысленное и безнадежное преследование удалявшегося авианосца: ведь даже обычная скорость японского гиганта была больше, чем максимальная скорость «Арчерфиш» в надводном положении.
И тут Инрайту в очередной раз повезло. Уже идя на переход, «Си- нано» имел исправными только 8 из 12 котлов и не мог развить максимальную скорость. При этом из-за перегрева подшипника одного из гребных валов «Синано» был вынужден уменьшить скорость. В результате скорости авианосца и охотившейся на него подводной лодки сравнялись. А тут еще капитан Абэ решил, что имеет дело с «волчьей стаей», и пошел противолодочным зигзагом.
Гибель титана
Так капитан Инрайт был вознагражден за свою настойчивость. При выполнении очередного зигзага корабли сблизились. В 3:17 29 ноября субмарина из подводного положения произвела залп из носовых торпедных аппаратов. Всего было выпущено шесть торпед, четыре из которых попали в цель.
Тут же сопровождавшие «Синано» эсминцы атаковали лодку глубинными бомбами, сбросив всего 14 штук. Вполне могло случиться, что для «Ар-черфиш» это была бы первая и последняя победа. Но американцам в который раз повезло — «Синано» получил серьезнейшие повреждения, и японские эсминцы бросились ему на помощь.
В первую минуту после атаки капитан Абэ посчитал полученные повреждения не смертельными. Тот же линкор «Мусаси», его брат по проекту, получил не менее 20 попаданий, прежде чем затонуть, а тут всего четыре. Но недостроенный и не до конца испытанный авианосец оказался слишком уязвим. Насосы не справлялись с откачкой воды и начали выходить из строя. Не все водонепроницаемые переборки были проверены на герметичность, в них имелись неплотности в местах прохода кабелей и других коммуникаций, не были уплотнены сальники трубопроводов и кабелей. Стенки перегородок оказались слишком тонкими для такого напора воды. Да и команда корабля, набранная совсем недавно, была недостаточно сработанной, что также отразилось на эффективности борьбы за живучесть корабля.
Эсминцы попытались отбуксировать тонущий корабль ближе к берегу, чтобы хотя бы посадить его на мель. Но безуспешно.
В 10:55 «Синано» начал быстро погружаться в воду и затонул в результате потери остойчивости - всего через 17 часов после выхода в свой первый боевой поход (и через 7 часов после торпедной атаки).
Эскорту авианосца удалось спасти только 1080 человек из экипажа «Синано», 1435 человек впоследствии были объявлены пропавшими без вести. Капитан 1-го ранга Абэ и вахтенный сёи (младший лейтенант) Ясуда отказались покинуть тонущий корабль.
Как впоследствии написал японский историк Тосиказу Казе, «трагедия авианосца “Синано”... стала символом наших военных неудач. Мы создали прекрасный корабль и очень им гордились. Он казался нам величественной и непобедимой твердыней на море. Но он был потоплен, не сделав ни одного выстрела. Это больше, чем на смешка судьбы».
Что касаемо капитана Инрайта, то его рапорт о потоплении неизвестного суперавианосца сочли поначалу чуть ли не выдумкой. И лишь после оккупации Японии вся правда о гибели «Синано» открылась, и министр ВМС США Джеймс Форрестол наградил капитана «Арчерфиш» Крестом ВМС — второй по значимости наградой США после Медали Почета. Позже Инрайт даже написал книгу о своих злоключениях и своем единственном подвиге под броским названием «Синано: потопление японского секретного суперавианосца».