Вопрос о создании в России Государственной Думы и уровню ее полномочий решился не сразу. Император Николай II, желавший сохранить абсолютную монархию, долгое время не соглашался на уступки и только раздавал обещания по ограничению собственной власти. Но такое затягивание не могло привести ни к чему хорошему: после общественных выступлений 1905 года указ о собрании Государственной Думы все же был выпущен. Но монарх все еще видел в ней только фон, на деле же все решения он оставлял за собой и своими приближенными министрами. Когда же Дума попыталась проявить самостоятельность, ее в кратчайшие сроки распустили. Вторая Дума избиралась практически по тем же правилам, что и предыдущая, и проработала всего одну сессию. Сейчас, когда мы сделали такой беглый экскурс в историю, можем, наконец, вплотную подобраться к теме сегодняшней статьи.
3 июня 1907 года Николаем II была распущена Вторая Государственная Дума. Одновременно с этим император в обход всех юридических процедур и без согласия депутатов изменил порядок выборов для следующего созыва. В оппозиционно настроенных кругах тотчас заговорили о «государственном перевороте», а новую политическую систему назвали «третьеиюньской монархией».
В письме министру внутренних дел Столыпину Николай II не скрывал своих эмоций: «Я ожидал целый день с нетерпением извещения Вашего о совершившемся роспуске проклятой Думы. Но вместе с тем сердце чуяло, что дело выйдет не чисто, а пойдет в затяжку. Это недопустимо. Дума должна быть завтра, в воскресенье утром, распущена. Твердость и решимость – вот что нужно показать России. Разгон Думы сейчас правилен и насущно необходим. Ни одной отсрочки, ни минуты колебания! Смелым Бог владеет!»
В тот же день были изданы Манифест о роспуске Второй Государственной Думы и Положение о выборах в Думу, фактически новый избирательный закон.
В принятой 3 июня политической системе сочетались элементы парламентаризма и «классического» самодержавия. Согласно ей, дворянство оставалось первым и важнейшим сословием у стране, и даже получило более широкие возможности для воздействия на управление страной, хотя задумывались эти преобразования как абсолютно противоположные.
К осени 1907 года была собрана Третья Государственная Дума, в которой случились, в сравнении с первыми двумя, заметные изменения. Например, сократилось число представителей левых партий. Меньше мест получили и депутаты с окраин империи: с Польши, Кавказа. А какие-то регионы и вовсе лишились возможности попасть в Думу из-за «недостаточного развития гражданственности»: ими стали Семиреченская, Ферганская, Закаспийская области.
Не имели избирательного права женщины, военнослужащие, учащиеся возраста до 25 лет. В итоге возможность голосовать на выборах была лишь у 15% населения.
Правящие круги пыталась с социально-экономическими и политическими проблемами в стране, не допустив настоящей революции. Основным реформатором этого периода полноправно был Пётр Столыпин. Однако кроме издаваемых законодательных актов власть не исключала и применения репрессий.
В советской историографии «третьеиюньскую монархию» характеризовали следующим образом: «Главная, принципиальная особенность избирательного закона 3 июня, помимо его крайнего антидемократизма, состояла в бонапартизме, в создании возможности лавирования между правым и левым крылом Думы. Закон не позволял создать в Думе… не только левого, но и правого большинства».
В это же время появился и еще один термин, характеризующий всю систему формирования Думы того времени, - «октябристский маятник». Дело в том, что самой большой фракцией были октябристы. Они же обладали и возможности перевесить исход голосований из-за думского большинства. И получалось, что октябристы, попеременно принимая то одну, то другую сторону, создавали ситуацию неопределенности в государстве.