Латинская Америка – дипломатия канонерок или всё-таки дипломатия дредноутов?
...
Дипломатия канонерок, как способ обратить в свою веру и набить свой карман, известна и по событиям XVIII-го века, однако пушечные лодки остались в тени линкоров и фрегатов, сделавших основную работу, как например, при Менорке 20 мая 1756-го года или при Великой осаде Гибралтара 1779-1783 гг.
Дипломатия канонерок, в итоге широко известная особенно по XIX-му веку, не раз и не два приносила свои плоды, впрочем как и огорчения, которые случались например во Втором сражении при крепости Тэгу 25 июня 1859-го года, когда монголо-маньчжуры разметелили англо-французов, не в пример китайцам, Первое сражение 20 мая 1858 г. провалившим. (См. Рис. 1)
К чести китайцев и глупости англичан стоит отметить отменную стрельбу китайцев по заплывшему в реку Янцзы тяжёлому крейсеру «Лондон» 26 апреля 1949-го года, которому пришлось убраться из китайских вод на разделку в воды английския, из-за совсем уж очумелой выскобортности и непригодности к боданию в упор с береговой обороной. (См. Рис. 2)
Однако в трёх подряд Англо-Бирманских войнах (1823-1826 гг., 1852-1853 гг. и 1885-1887 гг.), речные канонерки показали себя во всей красе и обосновали свою незаменимость при наличии пригодных водных пространств и слабости оружия у противника.
При этом блуждания по реке Чао Пхрая в Сиаме, нынешнем Таиланде, было всё-таки признано опасным из-за наличия у местных не совсем устаревшего оружия, способного поразительно поразить дипломата» на водной глади рек. (См. Рис. 3)
Таким образом, сразу стоит отметить, что как только у «дипломатируемого» оказывалось хоть какое-то значительное в руках орудие, так сразу у «дипломатов» возникали сложности.
Латинская Америка XIX-го вполне могла разсматриваться как поле для совершенствования умений в области «дипломатии канонерок», однако местные страны сами очень быстро встали на путь строительства и совершенствования ВМС. В некоторые годы их корабельный состав мог вызвать зависть если не количественным, то качественным совершенством. Возставший перуанский броненосец «El Huáscar» оказался настолько продвинутым корабликом, что бодавшаяся с ним в заливе Пакоча 29 мая 1877-го года толпа огромных, но устаревших английских и перуанских кораблей оказалась перед совершенством безсильна. При этом англичане решили перейти к боданию «дипломатии канонерок» только в силу внутренних безпорядков в Перу.
Пробовали себя на этом поприще также испанцы, которые также при помощи больших, но уже устаревающих кораблей, решили захватить власть над птичьим помётом, однако не смогли и проиграли Первую Тихоокеанскую войну 1864-1866 гг. (См. Рис. 4)
Понятно, что были исключительные исключения, когда в силу внутренних безпорядков в водах Латино-Американских стран опять оказывались корабли не доброй воли, как например испанский броненосец «Император Карл V», который в сентябре 1914-го года прибыл в Вальпараисо, для того чтобы помешать мексиканцам сами разрешить свои собственныя внутренние вопросы. (См. Рис. 5)
Таким образом, для совращения Латино-Американских стран в свою веру и свой карман требовались гораздо более внушительные корабли, чем пушечные лодки с недостаточной огневой мощью. Требовались полноценные и современные перворазрядные корабли.
Было дело, что в этом деле и в этой гонке оказывались задействованы и немцы, как например вот лёгкий крейсер SMS «Straßburg» в марте 1914-го года посещает Буэнос-Айрес. (См. Рис. 6)
Однако стоит отметить, что прибыл он сопровождая новейшие немецкие дредноуты, прибывшие в Латинскую Америку во главе с опытным канонерщиком, а точнее соблазнителем Губертом фон Ребёйр-Пашвицем, уже посещавшим в мае-июне 1912-го года Нью-Йорк на новейшем линейном крейсере «Мольтке» совместно с лёгкими крейсерами «Бремен» и «Штеттин». Соблазнить янки немцам тогда ничем не удалось, но вот своё посещение Южной Америки фон Ребёйр-Пашвиц справедливо назвал «выставкой достижений II-го Прусского Рейха». Его дредноуты-близнецы SMS «Kaiser» и SMS «König Albert» были не то что больше лучше бронированы и быстрее бразильских «Святых Павлов» («São Paulo»), но и по времени постройки опережали аргентинские ARA «Rivadavia», не говоря уже о чилийских «Almirante Latorre», которыми чилийцам удалось разжиться только после Великой войны. А как мы знаем, хороша ложка к обеду. (См. Рис. 7, 8, 9, 10, 11, 12)
Прибытие в преддверии Великой, ныне Первой мировой войны 1914-1918 гг., отряда столь могучих и совершенных кораблей изрядно охладило пыл сторонников выступления на стороне Англии и тем более США, к которым латиносы тяготели в силу естественных обстоятельств.
Однако и перед II-м Прусским Рейхом стоял вопрос доступа к природным богатствам Южной Америки, прежде всего к бразильскому каучуку, без которого уже невозможно было представить современную войну, в которой он был нужен для производства непромокаемых дождевиков, сапог, проводов как для освещения, так и для связи, а также покрышек к уже достаточно многочисленным легковушкам и грузовикам. Естественно, что совершенно невозможно было упускать из вида челийчскую селитру! Ну какая же война без пороха?!! И вот к чилийским берегам уже движутся новейшие, но отсталые уже при строительстве немецкие корабли.
Блестящее сражение у мыса Коронель при Вальпараисо 01 ноября 1914-го года изрядно подняло и укрепило пронемецкие настроения в Южной Америки, однако не менее блестящее Сражение при Фолклендских островах 08 декабря 1914-го года столь же стремительно их охладило, оставив все богатства Южной Америки в распоряжение нагло-саксов.
Броненосные крейсера «Шарнгорст» и «Гнейзенау» и в подмётки не годились «Кайзеру» и «Королю Альберту», но их не было уже даже близко, поэтому Южная Америка со всеми своими богатствами без немецких дредноутов оказалась опять в лоне, а точнее в полоне нагло-саксов.
Подобное положение сложилось уже и во Второй Мировой войне, в которой корабельный состав «дипломатии недоброй воли» мог сильно сместить настроения в южно-американском обществе.
Избиение графа фон Шпее, вне зависимости от того, человек это или теплоход, стало для англичан обыденным делом. Выбросившийся на мель и горящий «Граф фон Шпее» изрядно поднял настроение сторонникам англо-саксонского направления перетока богатств Южной Америки и столь же опустил настроение немецким переселенцам, лишившимся веского доказательства в горячих спорах об основных направлениях во внешних делах для их новых Родин. (См. Рис. 13, 14)
Страны Латинской Америки в большинстве своём начала XXI-го века ныне тяготеют США, как когда-то в XIX-м веке почти все поголовно тяготели к Англии, точнее к богатой и могучей Британской Империи, повсюду навязывающей свой фунт, в качестве единственно приемлемого средства международного обмена.
Нынче почти все страны Латинской Америки тяготеют к США, потому что если они не будут тяготеть, то жить им станет не в радость, а в тягость. Янки умеют устраивать неприятности тем, кто их не устраивает или просто отбирают у них земли, как например отобрали у Мексики в XIX-м веке Техас, Колорадо, Калифорнию, Новую Мексику и т. д., и т. п.
Лишь страны, где янки совсем уж начудили, отворачиваются от США. Это такие страны как Куба, Венесуэла, Никарагуа, Боливия. Впрочем в Боливии янки недавно учудили очередной переворот, поэтому Боливии стало в тягость, и она опять сейчас опять «тяготеет» США. Однако это «тяготение» не являлось и не является добровольным, а является столь нагло вынужденным, что не делать ставку на неприятие такого «тяготения» грешно. Немецкие поселенцы осели на достаточно хорошо унавоженной, в том числе и птичьи помётом, почве, которая давала не только отличные всходы и урожаи, но была почвой для ненависти южно-американцев и латино-американцев к нагло-саксам. Не играть на этих струнах означало предавать свою бывшую и нынешнюю Родины. Но для этих игр нужно было не «11 рассерженных парней» , как при игре в ножной мяч, гораздо более многочисленные составы моряков, мореходов и даже ещё ранее, общественных деятелей и кораблестроителей, от которых даже больше чем от моряков зависит то, на каких кораблях и куда поплывут оныя моряки, каких успехов добьются и вообще смогут ли они добиться.
Кстати, нагло-саксы не стеснялись «дипломатии дредноутов», когда ставили на их законное место зарвавшихся поселенцев, уголовников и туземцев, направляя, например, тот же в Австралию.
Добейся «Бисмарк» 27 мая 1941-го года такого же успеха в «дипломатии дредноутов», как и в Бою 24 мая 1941-го года, когда была потопленная такая нагло-саксонская гордость как HMS «Hood», латино-американцы ещё значительно более долгое время не вступили бы в борьбу с III-м Рейхом. (См. Рис. 15, 16)
…
Таким образом, «дипломатия дредноутов» применительно к Латинской Америке значительно более верное определение к её колебаниям.