Психология масс — область психологии, изучающая общественное сознание, особенности поведения и мышления большой группы людей, объединенных общими взглядами и общим эмоциональным состоянием, движимых общими интересами, а также выполняющих одинаковые действия в течение небольшого промежутка времени. В отличие от индивидуальной психологии конкретного человека, масса людей характеризуется психической общностью. Поэтому психология масс основана на противопоставлении индивида вне людской массы ему же, находящемуся внутри толпы.
Сам по себе человек существует, делает свой выбор, корректирует свое поведение сознательно. Но все меняется, когда он находится не один, а в толпе. Даже без психологического давления со стороны он воспринимает поведение других, заражается им, подчиняется и следует ему. Индивидуальное сознание как бы растворяется, исчезает, становится частью коллективного бессознательного. Вопрос о том, почему психика отдельного человека так резко реагирует на присутствие множества людей, остается открытым и принципиально важным для психологов, социологов, культурологов, философов, политологов, юристов, силовиков.
Чем отличается коллективное поведение от массового?
В коллектив объединяются во имя общей цели – устранения несправедливости (этнической, гендерной, социальной, религиозной) в обществе. Причем участникам не обязательно регулярно встречаться. Они могут действовать поодиночке (ходить с лекциями, собирать пожертвования) и время от времени собираться вместе (проводить митинги, подписывать петиции).
Психологи и антропологи описывают механизм формирования толпы эволюционной регрессией. При большом скоплении людей у большинства из них оживляются низшие слои самой древней части коры головного мозга. Достижения цивилизации блокируются, психика возвращается к ранней стадии эволюции, а сознание напоминает примитивное сознание первобытных предков.
Почему толпа влияет на нас?
То, что нас тянет в толпу, тоже глубинная потребность – время от времени освободиться от груза социальной роли, ограничений, норм поведения. Хочется отдохнуть, прокричаться на рок-концерте, поорать на стадионе или раствориться среди народа на ярмарке. Эти древние механизмы массового отдыха живучи и сегодня. Они помогают снять напряжение, сбросить лишнюю агрессию, «оторваться» от обязанностей и побыть среди людей.
Но с другой стороны у толпы есть свои недостатки. Попадая внутрь большого скопления людей, человек будто плывет по реке с быстрым течением. Вроде бы мысли, тело, воля остаются, но проявить их нет возможности.
Зигмунд Фрейд описывал два феномена характеристики толпы, которые объясняют подобное поведение. Это «заражаемость», которую причисляют к гипнозу, и «внушаемость», когда большинство реагирует не на аргументацию, а на лозунги, отдельные символы. Сила толпы не в единодушии, а в «эффекте лавины». Как только удается повлиять на часть людей, остальные начинают кричать, размахивать лозунгами или двигаться чисто по инерции. Этим пользуются умелые манипуляторы.
Находясь внутри людского потока, индивид:
- «Забывает» о культурных, этических или моральных нормах, перестает анализировать свое поведение.
- Совершает поступки, которых бы никогда не совершил «в здравом уме»: идет на жестокость, совершает убийства.
- Подчиняется общей одинаковости и даже перестает сопротивляться.
- Теряет свободу действий и чувство ответственности.
- Моментально «впитывает» чужие эмоции, которые преобладают над разумом, заставляют действовать импульсивно.
- Перестает общаться на вербальном уровне с отдельными людьми.
- Подражает общим движениям лидера или большинства из толпы.