Найти тему

Критерии личностной зрелости

Чтобы рассуждать о личностной зрелости, необходимо определить, что такое личность.

Существует много концепций этого понятия, разработанных как отечественными, так и зарубежными исследователями.

Для себя я выделила 3 основных признака личности.

1) Здоровое самосознание.

Критерии здорового самосознания по Карлу Ясперсу:

1. активность "Я" (человек осознаёт, что всё, что с происходит с ним, происходит с ним, а не с кем-то другим, что действует он, а не кто-то другой);

2. единство "Я" (человек осознаёт, что он один, что его не два, не три и т.д.);

3. идентичность "Я" (человек не теряет ощущения постоянства "Я", что он такой же, каким был вчера);

4. противопоставление "Я" и "не-Я" (человек осознаёт, что является собой, а не кем-то или чем-то).

-2

А. Н. Леонтьев одними из важных характеристик личности отметил:

2) творческую, преобразующую активность;

3) способность сознательно выстраивать иерархию своих мотивов (потребностей) в соответствии с социально значимыми нормами и ценностями.

У патологических, или я бы сказала, недостаточно зрелых личностей, в контексте психологических проблем, отмечается стойкое нарушение социальной адаптации вследствие искаженных установок и моделей поведения, приобретенных в результате воспитания и/или раннего психотравмирующего опыта и недостатка необходимых социальных навыков.

Эта дезадаптация мешает человеку относиться к себе, к другим, к миру таким образом, чтобы действовать в нём продуктивно и ощущать себя относительно гармонично.

На основании вышеизложенного, я определила 10 критериев личностной зрелости:

1. наличие здорового самосознания, хорошая связь с реальностью и, соответственно, отсутствие устойчивой склонности к необоснованной, иррациональной тревоге и другим негативным переживаниям, как и напротив - к нереалистичному оптимизму;

2. положительная "Я-концепция" (не путать с неадекватно завышенной самооценкой);

3. способность осознавать свои потребности и выстраивать их иерархию в своём создании, находя баланс между удовлетворением личных потребностей и требованиями среды;

4. способность к анализу жизненного опыта и к интеграции этого опыта в свою жизнь;

5. творческая, преобразующая активность;

6. способность создавать устойчивые социальные связи, брать ответственность за себя и близких;

7. способность к эмоциональной саморегуляции и самоконтролю;

8. ориентация на социальные нормы и моральные ценности;

9. способность к здоровой автономности;

10. поиск и реализация индивидуальных задатков и способностей.

Исследователи отмечают, что личность развивается на протяжении всей жизни.