Чтобы рассуждать о личностной зрелости, необходимо определить, что такое личность.
Существует много концепций этого понятия, разработанных как отечественными, так и зарубежными исследователями.
Для себя я выделила 3 основных признака личности.
1) Здоровое самосознание.
Критерии здорового самосознания по Карлу Ясперсу:
1. активность "Я" (человек осознаёт, что всё, что с происходит с ним, происходит с ним, а не с кем-то другим, что действует он, а не кто-то другой);
2. единство "Я" (человек осознаёт, что он один, что его не два, не три и т.д.);
3. идентичность "Я" (человек не теряет ощущения постоянства "Я", что он такой же, каким был вчера);
4. противопоставление "Я" и "не-Я" (человек осознаёт, что является собой, а не кем-то или чем-то).
А. Н. Леонтьев одними из важных характеристик личности отметил:
2) творческую, преобразующую активность;
3) способность сознательно выстраивать иерархию своих мотивов (потребностей) в соответствии с социально значимыми нормами и ценностями.
У патологических, или я бы сказала, недостаточно зрелых личностей, в контексте психологических проблем, отмечается стойкое нарушение социальной адаптации вследствие искаженных установок и моделей поведения, приобретенных в результате воспитания и/или раннего психотравмирующего опыта и недостатка необходимых социальных навыков.
Эта дезадаптация мешает человеку относиться к себе, к другим, к миру таким образом, чтобы действовать в нём продуктивно и ощущать себя относительно гармонично.
На основании вышеизложенного, я определила 10 критериев личностной зрелости:
1. наличие здорового самосознания, хорошая связь с реальностью и, соответственно, отсутствие устойчивой склонности к необоснованной, иррациональной тревоге и другим негативным переживаниям, как и напротив - к нереалистичному оптимизму;
2. положительная "Я-концепция" (не путать с неадекватно завышенной самооценкой);
3. способность осознавать свои потребности и выстраивать их иерархию в своём создании, находя баланс между удовлетворением личных потребностей и требованиями среды;
4. способность к анализу жизненного опыта и к интеграции этого опыта в свою жизнь;
5. творческая, преобразующая активность;
6. способность создавать устойчивые социальные связи, брать ответственность за себя и близких;
7. способность к эмоциональной саморегуляции и самоконтролю;
8. ориентация на социальные нормы и моральные ценности;
9. способность к здоровой автономности;
10. поиск и реализация индивидуальных задатков и способностей.
Исследователи отмечают, что личность развивается на протяжении всей жизни.