Найти тему
George Rooke

История одного калыма)

Карл I все-таки долбоклюй... Вечно выбирать людей, которые ни на что не способны и проигрывать даже в самых выигрышных ситуациях.

Основной проблемой Ирландии 1620-х – 1630-х годов было то, что абсолютное большинство населения – католики – было поражено в правах. Это были не только бедняки или крестьяне, но и вполне себе состоятельные лорды и купцы. И в 1626 году ирландские лорды Люк Мор Планкет и Уильям Тэлбот обратились к королю Карлу I с ходатайством об отмене дискриминационных актов против католиков. Карл, которому очень нужны были деньги (мы с вами помним его проблемы с Парламентом), согласился – но… «если ему заплатят достаточно хорошо и просто поразят своей щедростью».
Эта договоренность упала на благодатную почву, и дабы обсудить размеры этой «щедрости», был созван конвент, который выбрал 11 делегатов из знатнейших католических семей для отправки в Лондон и дальнейших переговоров.
Делегаты прибыли в Уайтхолл в 1628 году, и по результату переговоров стороны согласовали 51 статью, по предложению короля назвав это соглашением «По вопросу благодати и щедрости» (Matters of Grace and Bounty). Карл подтвердил религиозную свободу для ирландцев и их право на землю в обмен на… 120 тысяч фунтов стерлингов ежегодно. Нет, ну а что? Неплохая же прибавка к доходам, тем более, что с Парламентом у короля был конфликт!
И вот на сессии ирландского парламента в 1634 году Лорд-Заместитель Ирландии Томас Вентворт, граф Стратфорд (правда графом он стал только в 1640 году), ставленник короля, должен был утвердить эти положения законодательно. Стратфорд был поставлен управляющим с одной целью – повысить платежи и таможенные сборы для Карла I, поскольку Ирландия в начале 1630-х была безумно убыточной – ежегодные платежи в королевскую казну едва превышали 25 000 фунтов. И первым делом перед обсуждением «Благодатей…» Вентворт предложил рассмотреть законопроект об ассигнованиях (supply bills), то есть попытался сбалансировать бюджет в сторону увеличение пошлин и доходов.
Все члены парламента, католики, согласились с этим увеличением, считая его платой за свободу вероисповедания.
Ну а 27 ноября парламент начал рассматривать «Благодати…» и совершенно неожиданно для всех Стратфорд два пункта соглашения просто отменил. Понятно, что депутаты проголосовали против, да еще и отозвали свое согласие на повышение пошлин и сборов.
Непонятно, что послужило причиной такого решения Стратфорда – может быть ему дали взятку землевладельцы-протестанты, может быть, была какая-то иная проблема. В общем, так или иначе, король не получил 120 тысяч фунтов, Стратфорд начал вражду с католиками, обширно конфискуя имения землевладельцев католической веры и распродавая их налево, и в результате в 1639 году его отозвали в Англию.
В 1640 году Карл, во всю страдая от безденежья, решил-таки созвать английский Парламент. Понятно, что сразу же между королем и депутатами начался конфликт.
В общем, во всей этой ситуации Стратфорд имел глупость посоветовать Карлу в споре с Парламентом использовать в Англии ирландскую армию (и эти его слова стали широко известны). В результате 25 ноября 1640 года он был обвинен в коррупции, государственной измене и связях с Испанией, взят под стражу и 12 мая 1641 года казнен.
Во всей этой истории самое интересное – это интерпретация событий в Ирландии. Тамошние лорды были уверены, что Стратфорд поехал в Англию договариваться о «Благодатях…», и после казни лорда ирландцы были уверены – злые англикане, лютые враги католиков, убили Стратфорда потому что не могут даже допустить мысли о веротерпимости и свободном отправлении католического культа в Ирландии, пусть даже и за деньги. И остров полыхнул с неистовой силой – началось восстание.