Найти тему
Вторая попытка

Моя попытка реабилитации ницшеанского сверхчеловека

Оглавление

Формат статьи и фигура Ницше мало несовместимы. Тем не менее рискну описать тут некоторые его идеи со своими комментариями. Моя цель развивать свой мыслительный аппарат, а побочкой попытаться "родить" нечто интересное.

Ницше мало кого оставлял и оставляет равнодушным. И этому есть весомые причины. Его идеи и мысли так остры и образны что не могут не цеплять и царапать, а порой и резать по живому. На мой взгляд они очень актуальны и сейчас.

Особенно для нас, так как в СССР он был под строгим запретом. Спасибо его сестре и Гитлеру. Первая весьма смело в нарождающемся тогда нацистском стиле, интерпретировала и редактировала рукописи умершего брата. А второй в извращенной форме использовал идею Ницше о сверхчеловеке для своей идеологии.

Немного Ницше

Несколько слов о герое статьи. Фридрих Вильгельм Ницше родился 15 октября 1844 г., в небольшом городке Рёккен, Саксония, Пруссия. Его отец как и два его деда был лютеранским священником умер когда Фридриху было всего 5 лет. Он жил с матерью и сестрой до 14 лет пока его не отправили учиться в знаменитую гимназию Пфорта.

Он был весьма религиозным ребенком и юношей, но став студентом Боннского университета его мировоззрение резко поменялось и он стал воинствующим атеистом. Хоть и учился он на факультете философии и теологии.

Известно, что Фридрих никогда не отличался крепким здоровьем. С 18 -ти лет у него обострились головные боли и угнетенное состояние психики. К 30 годам он начал резко терять зрение.

Своему физическому и психическому состоянию он противопоставляет в своем творчестве силу духа и мысли. Его идея о сверхчеловеке, которую использовали нацисты, тому подтверждение.

Сразу должен предупредить, что статья эта ненаучная от совсем, тем не менее кидать в меня гнилые помидоры за неточное изложение идей великого философа можно и нужно;).

От обезьяны к сверхчеловеку
От обезьяны к сверхчеловеку

Сверхчеловек ницшеанский

Итак, моя интерпретация сверхчеловеческой идеи. Эта идея есть продолжение дарвиновской теории эволюции. Допустим, что дальним родственником и где то даже предком человека была обезьяна. Тогда по мысли Ницше в процессе эволюции человек со временем станет сверхчеловеком. По его образному выражению сверхчеловек отличается от человека, как человек от обезьяны.

Давайте представим нашу жизнь как процесс движения по канату натянутому над пропастью. С момента нашего зачатия мы проходим разные стадии развития и выходим на свет в человеческом обличии, но совершенно не готовыми к самостоятельной жизни.

Дальнейшее наше развитие и то кем мы будем через несколько лет полностью зависит от нашего окружения. Маугли яркий тому пример, подтверждаемый реальной жизнью. В этом мы коренным образом отличаемся от наших меньших братьев. У них потомство практически с первых дней готово к жизни.

Вернемся к нашему новорожденному. Как уже было сказано, только появившись на этот свет он уже имеет прошлое в виде девяти месяцев эволюционного развития, от зиготы до человеческого детеныша.

Его жизнь и то кем он становится зависит теперь от многих факторов. В первую очередь от семьи и времени и места рождения. Семья помимо текущего ухода и развития дает ещё и наследственность со всеми плюсами и минусами. Ещё она дает примеры для подражания, которые важнее важного воспитания.

Что делать?

Главный вопрос
Главный вопрос

В какой то момент времени ребенок со всем своим багажом генов, поведением мамы во время беременности, примерами и воспитанием оказывается один на один перед выбором, а точнее вопросом. Что делать?

Этот вопрос самый важный в жизни. Он на мой взгляд даже важнее вопроса "Кто виноват?". С ответа на этот вопрос человек начинает движение по канату над пропастью. По нему будет определяться направление его движения.

Есть четыре варианта действий. Первый, это движение в сторону развития, в направлении идеала. Назовем этот идеал сверхчеловеком. Второй вариант отступление назад к состоянию животного. Для него важны инстинкты самосохранения, размножения и состояние сытости и комфорта.

Третий вариант не делать ничего. Но он как любой компромисс не решает проблему, а только её консервирует. В позитиве ничего не делать, может означать - наблюдать, думать и выжидать. Это тоже действие и движение вперед.

А вот ничего не делать из трусости и лени, это движение назад к обезьяне. Четвертый вариант оставляю без комментариев. Это не вариант до определенного возраста и безнадежной ситуации со здоровьем.

Человек христианский

-4

Идеей сверхчеловека, Ницше вступает в конфронтацию с христианской идеей человека как творения Бога, который за нарушение запрета есть плод познания добра и зла был изгнан из сытого и суперкомфортного рая, где не надо было ни о чем думать и ничего делать.

Оставлю без комментариев насколько такая жизнь, мягко говоря могла надоесть. Но заметим, что человек подвергся как минимум двойному искушению.

Во первых Бог не мог не знать, что запретный плод сладок вдвойне. Во вторых он как всезнающий и всемогущий не мог не знать о коварстве змия. Тем не менее произошло, что произошло. Естественно нашли крайнего и его наказали. Ничего не изменилось с тех пор.

Итак, послан человек был в ссылку на суровую Землю вместе со второй своей женой и "волчьим билетом" в виде греха, который он будет передавать своим потомкам. То есть они будут рождаться уже с этим грехом.

Но с другой стороны человек будет не просто одним из тех, кто населяет эту планету. Он из рая. Тут он просто в ссылке хоть и назначен самым главным. Но человек в этой парадигме, считает себя сделанным по образу и подобию божьему и развивать себя это уже грешить.

Лучше Бога всё равно не сделаешь. Главная цель вернуться в рай. Для этого важно не грешить. Но не ошибается тот, кто ничего не делает. А потому, меньше делаешь, меньше грешишь. Отсюда уход в монастырь и скит.

Позиция Ницше

"Бог умер"
"Бог умер"

Ницше заявляет: " Ребята, мы сами убили Бога". Люди травили его своими тупыми, глупыми и мелочными молитвами, Они кололи его своими упреками, за то что он не исполнял большинство из этих тупых молитв. Они создали его по своему образу и подобию и сами же его и убили.

Но дальше он говорит, что это не смертельно просто пока люди были как дети им был нужен родитель. Теперь вы повзрослели и надо самим думать и решать как строить свою жизнь и развиваться. Оказывается во всем, при желании можно найти позитив. Даже в смерти Бога.

Надо концентрироваться на этой жизни, а не рассчитывать, что после неё наступит райская вечность. Во первых далеко не факт, что она будет конкретно у вас райская.

Во вторых земная жизнь рассматривается христианством как черновик. И отношение к ней соответствующее. В то же время для этой жизни ставится множество ограничений, для получения хотя бы минимальных шансов на "билет в рай".

Сверхчеловек по Ницше

-6

Ницше предлагает человеку, принявшему его концепцию, отказаться от искусственных ограничений и принять для себя свои нормы жизни, которые будут помогать ему двигаться вперед по канату жизни.

Формат статьи не позволяет раскрывать все грани ницшеанского сверхчеловека. Мне бы хотелось заострить внимание на отношении к своему телу в данной концепции.

Итак, христианская идея относится к телу как греховному началу, через которое человек искушается и в результате душа теряет шанс попасть в рай после смерти тела.

Ницшевский Заратустра напротив призывает относиться к своему телу как сокровищу и дару. И тут я с ним не могу не согласиться. Мы задаемся вопросом: "Что делать?".

Делать полезные для тела действия, начиная с утренней зарядки и занятий йогой и физическими упражнениями. Ходить в баню. Закалять своё тело. Питаться полезной едой и пить чистую талую воду.

Либо, спускаться на лифте со второго этажа садиться в машину, сидеть на работе за компом. Питаться в обед "быстрой едой". Дома смотреть телек за ужином и засыпать под него. Потом жаловаться на лишний вес и букет болезней. При этом прекрасно осознавая неправильность своего образа жизни, человек легко и непринужденно находит этому 1000 оправданий.

Сверхчеловек по Ницше это его воля. Если у христиан всё определяет божья воля то у Ницше этой волей наделяется сам человек. И только он отвечает за всё, что с ним происходит и будет происходить. Дело в том, что сегодня создаем своё завтра и пожинаем плоды, посеянные вчера. И тут сложно спорить.

Но вернемся к нашему телу. Ему для развития и просто здоровья, помимо движений нужны ещё разнообразные ощущения. К ним можно отнести ту же баню, йогу и тантрические практики, массаж и самомассаж. Кстати, очень рекомендую массаж стоп, стоя на аппликаторе Ляпко.

С точки зрения христианской морали йога и тантрические практики мягко говоря не приветствуются. Но лишая своё тело этих ощущений, человек делает свою жизнь гораздо беднее, в расчете на обещанный загробный вечный мир.

Но и в другую крайность бросаться тоже глупо. Срединный путь это и есть тот баланс, который позволит не свалиться в пропасть.

Я уже писал, что идею сверхчеловека извратили и опошлили нацисты, как и фразу Ницше - "Каждому своё". Если не рассматривать её как вывеску на входе в "Бухенвальд" то она очень правильная и мудрая. Каждый человек получает то, что заслуживает. Правда для более полного обоснования такой позиции имеет смысл принять идею реинкарнации.

Про любовь

Начало любви красиво...
Начало любви красиво...

Хотелось бы отметить ещё один камень преткновения между ницшеанской идеей и базовой западной религией. Это любовь к ближнему. Ницше считает, и тут я с ним пожалуй опять соглашусь, что любовь к ближнему практически нереальна и потому лицемерна.

Причина в том, что для близкого человека понятие любви теряет смысл. Тут больше подходят такие понятия как терпение, жалость, страх, раздражение и им подобные.

Это как любоваться художественным шедевром. Большое видится на расстоянии. Слишком близкое и долгое разглядывание убивает красоту и любовь.

Это же касается и любви к самому себе. Зная себя лучше других, любить себя ещё сложнее чем ближнего. А заставить себя любить себя, просто за гранью возможного. И когда церковь требует это делать, а человек не ощущает в себе этой любви, у него возникает чувство вины и своего рода комплекс неполноценности.

Свобода и воля

-8

Приняв сверхчеловеческую цель как альтернативу рабу божьему, который подчиняется не своей воле, необходимо принять ответственность за свои решения и действия, без скидок на божью волю. При таком раскладе вся надежда только на свою личную волю. Это конечно напрягает, но дает свободу и открывает простор для действий.

Мне сейчас почему то пришло в голову шекспировское "Вся наша жизнь игра". Сам не понимаю почему. Возможно потому, что если убрать из жизни религиозные ограничения и свободу ограничить только свободой другого человека, жизнь превратится в игру, где каждый играет по своим правилам. Эко меня занесло, пора закруглять тему. Жду любых даже самых ругательных комментов. Не жду только равнодушия.

P.S. Сверхчеловеки сегодня

Не могу оставить эту статью в покое (или она меня - это сложно). Что то нет завершенности. Точнее есть мысль понять. А кто же сейчас больше всего подходит под статус или определение сверхчеловека? Или хотя бы больше всего смог приблизиться к этому состоянию. Вольно или невольно. Осознанно или не совсем.

Первое, что мне пришло на ум это люди со сверхспособностями в самых разных сферах, спортсмены высшего уровня. Особенно к этой категории на мой взгляд относятся люди подготовленные и принимающие участие в боевых действиях (включая текущие).

Вторая группа это люди действительно достигшие просветления (это для тех кто принимает это). Те кто с помощью Учителей или самостоятельно достигли состояния после, которого они могут не только воспринимать мир на уровне не доступном людям не достигшим этого, но и могут при желании помогать другим людям.

К это категории я не отношу людей, имеющих материальные и властные ресурсы для управления людскими массами. Хотя если среди них есть люди умеющие управлять собой, то их тоже можно отнести к сверхчеловекам.

Получается главным критерием сверхчеловека является его способность управлять своим телом, мыслями и эмоциями. Его способность самому определять свое поведение и свои действия не взирая на мнение тех кто его окружает и вообще на любые ограничения.

Получается, что он может быть как с положительным, так и с отрицательным потенциалом. Позитивный, если своей свободой он не нарушает личную свободу других людей. Негативный, если свобода других его никак не ограничивает.