Усадьба Братцево стоит на вершине древнего холма в долине реки Сходня и упоминается в документах с начала XVII века. В числе ее владельцев фигурировали представители родов Романовых, Зубовых, Хитрово, Нарышкиных, Строгановых, Апраксиных и Щербатовых. Архитектурному ансамблю присвоен статус объекта культурного наследия России. Сегодня это - не только замечательный памятник русского зодчества и садово-паркового искусства, но и одно из самых любимых мест отдыха жителей и гостей северо-запада столицы.
С чего все начиналось
Село Братцево располагалось в окрестностях устья реки Сходни (во многих документах того времени фигурировало название Всходни) при впадении в нее речки Братовки. Первое упоминание об этом населенном пункте относится к началу XVII века.
Согласно историческим фактам в 1657 году небольшая и небогатая деревня Братцево перешла в собственность боярина Богдана Матвеевича Хитрово. Боярин с говорящей фамилией был не просто приближенным государя Алексея Михайловича, а руководил Оружейным приказом и приказом Большого дворца. Человек он был обеспеченный, мог себе позволить не только заниматься благоустройством своей вотчины, но выстроить каменную церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Что он, собственно, и сделал в течение нескольких лет, после вступления в право собственности.
Правда, не прошло и сорока лет, село вновь отошло дворцовому ведомству, а потом сменило владельца. Братцевым облагодетельствовали князя Кирилла Алексеевича Нарышкина. Отчего-то сиятельный вельможа невзлюбил пожалованное подмосковное владение и довел его до состояния упадка. Да так, что потом сын Семен Кириллович, вступивший в наследство, не пожелал связываться с восстановлением своих земель.
В 1770 году Братцево досталось племяннику Нарышкина – графу Александру Сергеевичу Строганову. Родственник, будучи уже известным просветителем и меценатом, президентом Императорской академии художеств, также практически не бывал в своем селе. Усадьбу Братцево он передал своей супруге Екатерине Трубецкой после неофициального развода. Неверная жена поселилась там после истории с бывшим фаворитом Екатерины II Иваном Римским-Корсаковым. Они прожили там в гражданском браке до самой смерти Трубецкой-Строгановой и нажили четверых детей. Гнездышко свое супруги любили, именно в эту пору усадьба расцвела и заиграла новыми красками.
Московский высший свет, в отличие от петербургского довольно благосклонно отнесся к нарушителям моральных устоев. Но бастарды не могли получить ни фамилию отца, ни дворянских прав. По обычаю тех лет, они были даже записаны как дети одного из дворовых и получили другое отчество. Однако Павел I пожаловал им фамилию Ладомирских и дворянское достоинство.
Возрождение усадьбы
Екатерина Трубецкая выстроила совершенно новый усадебный комплекс в стиле «зрелого классицизма с композиционными приемами и мотивами палладианской архитектуры» – так пишут историки. Двухэтажный каменный главный дом получился квадратным с куполом имел целых четыре входа. Главный и парковый входы выделены двумя парами колонн ионического ордера, поддерживающими балконы. Строение «обеспечили» всеми архитектурными изысками, модными в то время - полуциркульными окнами, террасами, украшенными балюстрадой с вазами, полуциркульными боковыми ротонды с кариатидами. Романтическое настроение усадьбы поддерживала мраморная скульптура «Амур и Психея», установленная перед главным входом.
Поражало и внутреннее убранство главного дома, которые было насыщено лепным декором и плафонными росписями. Круглый зал на втором этаже был украшен колоннами с коринфскими капителями и кессонированным куполом с большим световым отверстием в центре.
Ладомирские
Римский-Корсаков после смерти супруги не смог остаться в Братцеве, а в 1828 году и вовсе передал имение по дарственной своему сыну, полковнику Василию Ладомирскому. К тому времени Василий Николаевич перешел на гражданскую службу и не было препятствий, чтобы не поселиться там на долгие годы. При нем была перестроена церковь, а сама усадьбы была приспособлена к веяниям нового времени.
В некрополе Покровской церкви он вместе с отцом и обрел вечный покой. Мраморные надгробия сохранились во дворе храма. В фамильном склепе храма похоронены многочисленные представители рода Ладомирских, Кологривовых и Апраксиных, связанных между собой родственными узами и в разное время владевших усадьбой.
Последний хозяин Братцева
Последним владельцем Братцева стал князь Николай Сергеевич Щербатов. Он был предприимчивым человеком и довольно успешно сдавал в аренду множество дач, специально выстроенных в окрестностях братцевской барской усадьбы. Дома были очень комфортны и рассчитаны на круглогодичное проживание, благодаря водопроводу с артезианской водой и телефонному сообщению с Москвой.
После революции 1917 года князь добровольно отдал своё имение Братцево государству. Потому новая власть отнеслась к заслугам дворянина благосклонно. Принимая во внимание его обширную научную деятельность в области истории и археологии, большевики избрали его председателем Союза и председателем Ученой Коллегии Российского Исторического музея. Николай Сергеевич, де-юре расставшись со своей собственностью, во многом способствовал сохранению Братцева для потомков как памятника истории и архитектуры и по факту оставался ее хозяином до самой своей смерти в 1927 году.
В 30-х годах прошлого столетия в главном усадебном доме бывшей усадьбы Братцево организовали дом отдыха Реввоенсовета, потом там жили рабочие-строители. Впоследствии на базе служебных и хозяйственных построек усадьбы был создан совхоз Реввоенсовета.
Аграрии не оценили архитектурные изыски Братцева, и постепенно имение пришло в упадок.
Забота Отто Шмидта
Здание в прямом смысле спас академик Отто Юльевич Шмидт. Он занимал должность Главсевморпути и обладал определенным влиянием, чтобы получить имение под свою юрисдикцию. По его инициативе в бывшем графском дворце был устроен дом отдыха вверенного ему ведомства. Благодаря Отто Юльевичу была сохранена ценная художественная роспись внутри главного усадебного дома. Он лично распорядился ее отреставрировать и выделил на это немалые деньги.
Дальше больше - Шмидт поручает архитектору Александру Варшаверу провести переустройство. В итоге бывший господский дом обзавелся двумя боковыми одноэтажными флигелями и застекленными колоннадами у боковых входов.
Братцево сегодня
При строительстве МКАД в 60-х годах ХХ века исторические территории усадьбы Братцево были разделены - часть парка и суконная фабрика остались за пределами трассы. В 1980 году село Братцево было снесено, однако живописная усадьба и сегодня остается одной из главных достопримечательностей Северо-Западного округа столицы. Там прошел ремонт и реставрация фасадов старых зданий, а в прошлом году началась комплексная реставрация овощехранилища.