Покатавшись по Дагестану, возвращаться домой той же дорогой было скучно, поэтому решили съездить в соседнюю Чечню. Тем более, это была последняя республика на Кавказе, где я ещё не был. Очень хотелось побывать на озере Кезенойам и погулять по Грозному.
Из Дагестана в Чечню идёт дорога через перевал у села Ботлих, поднимается до высоты почти 2000 метров, огибает горный массив и через печально известный перевал Харами спускается к озеру КезенойАм, пересекая границу Дагестана и Чечни.
До недавних пор нескольких частей дороги Грозный - Ботлих - Хунзах практически не существовало — они были построены почти 20 лет назад, но за 13 лет почти полностью исчезли из-за обвалов. Лет 5-7 назад началась реконструкция наиболее пострадавших участков. При работах на этом участке дороги в Дагестане впервые использовались технологии, аналогичные применяемым при строительстве трассы Формулы-1 в Сочи.
В 2016 году был открыт обновлённый серпантин. Со стороны Чечни дорога тоже в отличном состоянии. Остаётся без асфальта кусок в 15 км в районе села Анди — самой высокогорной части этой дороги. Но скоро и его доделают.
Прокатимся?
Красота начинается в месте слияния двух рек — Аварское и Андийское Койсу. Здесь начинается река Сулак, давшая название популярному Сулакскому каньону.
По пути попали в большой затор, откуда еле выбрались :)
Не доезжая села Ботлих останавливаемся на развилке. Наша дорога уходит наверх, к перевалу.
Мы поедем мимо села Анди, который дал название этнической группе аварцев — андийцам. Это один из коренных народов Дагестана, у которых есть свой язык.
Вот участок дороги, который сдали в 2016 году. Действительно, очень качественный.
Серпантин петляет, поднимаясь всё выше. На поворотах можно остановиться и насладиться видами Ботлихской долины.
Внизу остаются пройдённые витки дороги.
Угол подъёма в некоторых местах довольно большой. Зимой здесь, наверное, не очень комфортно.
Отбойники есть не везде — при большом желании можно легко улететь вниз.
Выходим на траверс. Подъём уже не такой крутой, серпантин закончился.
Где-то внизу пролетело село Рушуха, и через 6 километров асфальтовая дорога закончилась.
По грунтовке пришлось ехать 12 километров, до самого перевала Харами.
Судя по количеству дорожной техники, и этот кусок скоро покроется асфальтом.
Дорога уже расширена, выровнена и отсыпана щебнем.
Места тут очень живописные.
После подъёма на высоту 2000 метров мы оказались в мире облаков. Вся красота вмиг растворилась в плотной, белой пелене.
Ехать стало уже не так комфортно. Под колёсами появилась размокшая глина.
Выдохнули, когда опять оказались на асфальте.
Спустились на несколько витков и за очередным поворотом наконец увидели Кезенойам.
Мы в Чечне!
Весь путь от Ботлиха до озера занял чуть более часа с остановками на пофоткать. Когда дорога будет полностью готова, она станет одной из самых красивых в России, наравне с Чуйским трактом, как мне думается.
***
Автор: Алексей Мараховец