Найти в Дзене
Поехали с Лёшей!

Как добраться из Дагестана в Чечню

Покатавшись по Дагестану, возвращаться домой той же дорогой было скучно, поэтому решили съездить в соседнюю Чечню. Тем более, это была последняя республика на Кавказе, где я ещё не был. Очень хотелось побывать на озере Кезенойам и погулять по Грозному.

Из Дагестана в Чечню идёт дорога через перевал у села Ботлих, поднимается до высоты почти 2000 метров, огибает горный массив и через печально известный перевал Харами спускается к озеру КезенойАм, пересекая границу Дагестана и Чечни.

До недавних пор нескольких частей дороги Грозный - Ботлих - Хунзах практически не существовало — они были построены почти 20 лет назад, но за 13 лет почти полностью исчезли из-за обвалов. Лет 5-7 назад началась реконструкция наиболее пострадавших участков. При работах на этом участке дороги в Дагестане впервые использовались технологии, аналогичные применяемым при строительстве трассы Формулы-1 в Сочи.

В 2016 году был открыт обновлённый серпантин. Со стороны Чечни дорога тоже в отличном состоянии. Остаётся без асфальта кусок в 15 км в районе села Анди — самой высокогорной части этой дороги. Но скоро и его доделают.

-2

Прокатимся?

Красота начинается в месте слияния двух рек — Аварское и Андийское Койсу. Здесь начинается река Сулак, давшая название популярному Сулакскому каньону.

-3

По пути попали в большой затор, откуда еле выбрались :)

-4

Не доезжая села Ботлих останавливаемся на развилке. Наша дорога уходит наверх, к перевалу.

-5

Мы поедем мимо села Анди, который дал название этнической группе аварцев — андийцам. Это один из коренных народов Дагестана, у которых есть свой язык.

-6

Вот участок дороги, который сдали в 2016 году. Действительно, очень качественный.

-7

Серпантин петляет, поднимаясь всё выше. На поворотах можно остановиться и насладиться видами Ботлихской долины.

-8

Внизу остаются пройдённые витки дороги.

-9

Угол подъёма в некоторых местах довольно большой. Зимой здесь, наверное, не очень комфортно.

-10

Отбойники есть не везде — при большом желании можно легко улететь вниз.

-11

Выходим на траверс. Подъём уже не такой крутой, серпантин закончился.

-12

Где-то внизу пролетело село Рушуха, и через 6 километров асфальтовая дорога закончилась.

-13

По грунтовке пришлось ехать 12 километров, до самого перевала Харами.

-14

Судя по количеству дорожной техники, и этот кусок скоро покроется асфальтом.

-15

Дорога уже расширена, выровнена и отсыпана щебнем.

-16

Места тут очень живописные.

-17

После подъёма на высоту 2000 метров мы оказались в мире облаков. Вся красота вмиг растворилась в плотной, белой пелене.

-18

Ехать стало уже не так комфортно. Под колёсами появилась размокшая глина.

-19

Выдохнули, когда опять оказались на асфальте.

-20

Спустились на несколько витков и за очередным поворотом наконец увидели Кезенойам.

-21

Мы в Чечне!

-22

Весь путь от Ботлиха до озера занял чуть более часа с остановками на пофоткать. Когда дорога будет полностью готова, она станет одной из самых красивых в России, наравне с Чуйским трактом, как мне думается.

***

Автор: Алексей Мараховец