Найти тему
Новые Вершины

Вычитание на русских счетах с переходом через десяток

Мы продолжаем покорять вершину под названием "Русские счеты". Сегодня мы научимся выполнять вычитание с переходом через десяток. Операция вычитания с переходом через десяток выполняется по той же схеме, что и сложение с переходом через десяток.

Рассмотрим пример 13 – 5, так же как и при сложении, сначала на пособии. Набираем число 13, видим, что три кружка можно забрать из правого блока, но там не хватает еще 2 кружков, чтобы забрать их, необходимо «разменять» левый блок, только после этого можно забрать еще два кружка.

-2

После этого показываем весь процесс на счетах. Видим, что мы можем без проблем убрать 3 единицы, но на пруте с единицами не хватает еще двух костяшек.

-3

Чтобы убрать еще две косточки, необходимо "разменять десяток". Обращаем внимание на «размен» десятка, можно сказать, что десяток «перемещается» с верхнего прута на нижний, после этого от него отнимаем недостающие две единицы.

Перед тем, как перейти к вычитанию двузначных чисел, полезно выполнить упражнения на вычитание из круглого числа и прибавления числа, когда образуется круглое число. Необходимо, объяснить ребенку, что из всех десятков мы «размениваем» один десяток и количество десятков уменьшается на 1, если при сложении единиц получаем 10, то количество десятков увеличится на 1. Таблицы 8,9.

Следующим шагом будет сложение и вычитание двузначного числа и однозначного и сложение и вычитание с круглым числом. Принцип работы на счетах остается тем же, но упражнения необходимо выполнять для автоматизации навыка счета.

При сложении и вычитании двузначных чисел, обращаем внимание на то, что действие начинаем выполнять со старшего разряда, то есть сначала отнимаем десятки, за тем единицы, если необходимо, то «размениваем» десяток из уже оставшихся десятков.

Например: 56 – 28

Отнимаем два десятка, видим, что не хватает единиц, уточняем, что есть 6 единиц, не хватает 2 (если это вызывает затруднение, то откладываем число 8 на верхней спице в виде суммы двух слагаемых 6 и 2).

-4
-5

Когда ребенок работает на русских счетах, он постоянно повторяет состав числа. Он не просто запоминает пары чисел, из которых состоит данное число, он видит этот состав, разбивает число на части пальчиками. Такой способ запоминания гораздо эффективнее простого заучивания таблиц и заполнения окошек в домиках.

У меня занимается ребенок, который, когда пришел на первое занятие, с легкостью выполнял задания с домиками, задания «дополни до 10», но при решении примеров прибавлял и вычитал числа по одному, то есть он не понимал для чего его заставили выучить состав числа. Когда мы с ним стали осваивать Русские счеты, то при выполнении счета «тройками», «четверками», «шестерками», на время, он часто повторял фразы типа «шесть - это два и четыре, надо запомнить», то есть, только работая на счетах, он сам осознал необходимость в запоминании состава числа.

Продолжайте вместе с вашим ребенком осваивать Русские счеты, сделайте совместные занятия семейной традицией. Помните, что дети очень быстро растут, и когда они вырастут, то в памяти у Вас и вашего ребенка останутся лишь те минуты, которые вы провели вместе.

Напишите, пожалуйста, в комментариях, как идет у вас освоение Русских счётов, каких успехов вы уже достигли, о чем бы вы хотели прочитать на моем канале.