В конце ХIХ-ХХ вв русская культура получила название, которое прочно вошло в словарь современного человека как «Серебряный век». По поводу термина, до сих пор не утихают споры авторства, но один из предполагаемых «отцов термина» - Н. Бердяев (1874-1948) писал:
«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской жизни, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и надеждой на преображение мира».
Так, словосочетание «серебряный век» проходит и через творчество многих поэтов. Например, А. Ахматова
«И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком поплыл».
Т.е. исходя из фольклорной традиции, где серебро – это очищающий металл, «Серебряный век» это век «очищающий».
С другой стороны, «серебряный век» это своеобразная отсылка к золотому веку русской литературы – веку Пушкина. Веку русской классической литературу с ее классическими традициям.
Отличительной особенностью периода является «наэлектризованность» различными настроениями общества, начиная от ощущения кризиса и духовного декаданса и, заканчивая, предчувствиями нового – обязательно лучшего – устройства мира.
В творческом споре с «уходящими» методами искусство как реализмом и натурализмом, появляется русский модернизм.
Но никак нельзя говорить о модернистах, не упомянув при этом главного теоретика направления – Владимира Соловьева (1853-1900 гг) – русского философа.
Обширные труды Соловьева представляют собой синтез христианства, платонизма и немецкого классического идеализма. Соловьев видел историю как постепенное возрастание духовного состояния человечества до богочеловечества. Более того, совершенная любовь восстанавливала целостность человека и мира и способна даровать бессмертие. Или, если говорить, коротко и понятно: смысл и цель жизни - в духовном и культурном самосовершенствовании.
В 80-90 гг 19 века новое эстетическое направление получило название – символизм, т.к. основным художественным средством стал символ, который может интерпретировать мир в его многоплановости.
Своей задачей символисты считали выражением актуальной действительности и личного духовного опыта. В их творчестве идет переосмысление сюжетов и образов мировой культуры. Но если символисты «первой волны» видят мир как приближение катастрофы, то младосимолисты (начало 1900 гг) противопоставляют мрачному и пессимистическому взгляду на мир, предчувствия новому миру с безграничной верой в особую, духовную значимость художника в ней.
В 1910 гг начинает формироваться новое течение – акмеизм – которое отрицает любые абстракции в искусстве. Целью становится не только новые эффекты эстетического воздействия, но и обращение к реальности, к земным ценностям, на точном (а не многоплановом) значении слова.
На ряду с модернистскими течениями – «новыми способами» отражения «старых тем» появляются и функционируют другое направления. Так называемый, авангард. Направления в искусстве категорически негативно относящееся к реалистическим принципам и канонам. Цель авангардистов – создание принципиально нового искусства, отвечающего динамике современности, подготавливающее будущее и воплощающие его идеалы.
И одним из главных его направлений стал футуризм. Футуризм заявил о себе ни как направление в искусстве, но как и сама жизнь: бунтарско-анархический характер, экзальтация, эпатаж и полное отрицание духовных и культурных ценностей прошлого. В конечном счете, футуризм слился с эстетикой агрессии и культом силы.
Мир воспринимался футуристами ни как организм, а как механизм, меняя части которого, можно изменит целое и его функции.
Кубофутуризм мало чем отличался от своего «отца» футуризма. Главный его идеолог - Велимир Хлебников – считал, что искусство приходит из будущего. И если кубофутуризм вырос на «глыбе слова "мы"», то эгофутуризм стал изобретением И. Северянина. Творчество как самоутверждение личности.
В первые послереволюционные годы возникло течение – имажинизм – тяготение к конкретно-зримому образу, непривычному взгляду на вещи. Основа имажинизма – особое понимание роли эститеческого воздействия или впечатления от художественного образа.
В 1926-1930 гг появилось Объединение реального искусства (ОБЭРИУ), которое стремилось к обновлению искусства путем отказа от канонизированного реализма. «реальное» в традиционном смысле подвергалось сомнению. Ключевым понятием эстетики слало понятие бессмыслицы и абсурда.
Поэзия Серебряного века является неисчерпаемым источником не только новых исследований, но и новых идей.
Символисты включили всю мировую историю в русский культурный фонд, акмеизмы сделали акцент на нравственной стороне искусства. Руский авангард ушел от пафоса нравственного содержания.