Города строились людьми с самых древних времен. В мире огромное количество городов. Все люди где-нибудь живут. Кто-то в деревне, кто в поселке, кто в малом городе, кто – в мегаполисе.
Именно со строительства городов началась человеческая цивилизация. Именно город усиливает прогресс во всех сферах деятельности: материальной и духовной. Только хорошие города объединяют людей физически и духовно.
Для чего же нужны города? Для того, чтобы сделать жизнь людей проще и лучше. Конечно, люди могут быть и отшельниками, жить в одиночестве, но так жить абсолютному большинству сложно. Ведь отшельнику все приходиться делать самому. Он каждый день вынужден думать о физическом выживании, подобно медведю или одинокому волку. Общество же необходимо для того, чтобы каждому было проще выжить. Только в обществе возможно разделение обязанностей и труда. А это чрезвычайно важно, поскольку многократно увеличивает производительность труда. Многократно увеличивает КПД работы каждого члена общества. Суть города в том, чтобы сократить физическое расстояние между людьми, членами общества. Чем меньше дистанция между каждым человеком, тем быстрее они могут объединяться для решения бытовых вопросов. Тем быстрее они могут осуществлять совместный труд. Тем меньше времени и сил будет уходить на дорогу, на преодоление расстояний. Меньше транспортных и временных затрат. Это важно знать и помнить. Поэтому, планировку городов нужно осуществлять таким образом, чтобы расстояние между местами проживания (дом, квартира, комната), местами приложения труда (работа, производство), местами учебы (школа, ВУЗ, детсад), местами досуга (культурные и спортивные, развлекательные учреждения), магазинами и рынками товаров повседневной необходимости, было самым минимальным. Это называется шаговой доступностью. В идеале, для каждого жителя города, все это должно быть доступным в 10-20 минутах ходьбы пешком. То есть в радиусе километра. Но далеко не всегда это представляется возможным. Для этого необходим городской транспорт. Транспорт быстрый и экологичный, дешевый и практичный. Все пути в городе должны быть самыми короткими. Самыми удобными. Самыми быстрыми. Это основополагающие принципы городской планировки. Запомните друзья, то, ради чего строятся все города, то, для чего они вообще нужны: минимальное время и усилия для преодоления расстояний между домом, работой, учебой, магазинами и культурно-досуговыми центрами. Минимальное расстояние между людьми. И если город не соответствует этим принципам, то никакого смысла в нем нет.
Планировочных решений в городах очень много. Но есть лучшее решение. И выработано оно тысячелетиями. Посмотрите на любой дом, посмотрите на комнаты в вашем жилище. Они прямоугольные. Да, бывают комнаты круглые и треугольные, бывают многоугольные, но это редкость, ибо неудобно, и непрактично. Также и с планировкой городского пространства. Лучшая планировка в городе – квартальная! Кварта – четыре. Лучшие улицы – прямые. Это удобно во всех отношениях. Только квартальная планировка с прямыми, как линия улицами, позволяет самым рациональным образом использовать площадь, позволяет транспорту развивать максимально возможную скорость. Прямая дорога – лучше кривой. Прямой путь – короче. Прямоугольная (квартальная) застройка – самая экономичная, самая оптимальная. Конечно, не всегда рельеф местности позволяет проводить квартальную застройку, для нее лучше подходит ровный рельеф, подобный полю. Но к ней всегда нужно стремиться.
Квартальная застройка очень удобна при любых размерах города. Она позволяет использовать всю полезную площадь максимально эффективно.
Обратите внимание, что при окружных формах планировки, остается слишком много неиспользуемого пространства. При многоугольных – кривые и длинные пути.
Дома в городах тоже должны иметь определенные параметры. Если строить одноэтажные дома, то они будут занимать слишком большую площадь. Плотность населения также будет малой в виду необходимости больших пятен застройки. Дома в городе также должны иметь несколько этажей. Но сколько? На этот вопрос есть совершенно точный ответ. Самая оптимальная этажность домов в городе – четыре этажа. Это выверено многими тысячелетиями градостроительной практики. Если делать меньше, то уменьшиться плотность населения. Меньше плотность – больше расстояния, больше транспортных и временных расходов. Если большинство домов выше четырех этажей, то плотность городского населения, при прочих равных, становиться слишком большой. Это будет вызывать транспортные заторы и слишком большой износ инфраструктуры. Но есть еще один важный фактор: высота домов в городе не должна превышать высоту средних городских деревьев. Высота 4-этажного дома около 12-14 метров. Это средний рост большинства рослых городских деревьев в России: кленов, тополей, яблонь, берез и т.д. Важно, чтобы дома в городе не доминировали своей высотой над деревьями и окружающим ландшафтом. Для человека важна гармония с природой, даже в городе. Слишком высокие рукотворные сооружения давят на психику человека.
Высокие дома имеют место быть. Но лишь там, где без них никак не обойтись. Например, в странах с микро территорией и огромным населением. Лучше так никогда не строить.
В городе обязательно должно быть много зелени. Человек – дитя природы, поэтому для гармоничного развития личности важна зелень. В любом нормальном городе должно быть много деревьев, кустарников, трав и цветов.
Городской транспорт также должен быть удобным, быстрым, недорогим, экологичным. На сегодняшний день лучшее решение – это скоростной трамвай в качестве общественного транспорта. В качестве личного транспорта – велосипед, самокат и производные. Метро удобно, быстро, но безумно дорого. Автобус – экологически вредно. Троллейбус не так экономичен, как трамвай. Рельсовый транспорт является самым экономичным видом транспорта, при прочих равных, в виду малых потерь на трение качения при движении. Рельсовый путь лишь немногим дороже, чем асфальтовое полотно. Электродвигатель трамвая обладает гораздо большим КПД, чем ДВС автобуса, даже с учетом потерь при выработке электроэнергии.
Личный автомобиль с ДВС для города плох. Множество личных автомобилей создают дорожные заторы из-за больших собственных габаритов. ДВС личных авто сильно загрязняют экологию городов и всей Земли. Велосипед - отличный транспорт для города. Он занимает мало места, дешев, не загрязняет окружающую среду. Позволяет передвигаться с большей скоростью, чем пешеход. Дает физическую нагрузку, полезен для здоровья. Тоже можно сказать и о самокате, но этот вид транспорта критичен к качеству дорожного покрытия в городе. Помимо мускульного транспорта, есть разновидности с электромотором.
Трамвай – недорого, быстро. Высокая провозная способность, экономичность, экологичность.
Метро – быстро, удобно, высокая провозная способность, но безумно дорого. Сверхдорогое строительство и эксплуатация (в 10-30 раз дороже обычного трамвая).
Личный автомобиль в городе – дорого, токсично. Занимает много места на дороге. Низкая скорость передвижения при большом количестве авто. Самый плохой массовый транспорт в городе.
Так как же должен выглядеть идеальный город? Запомните друзья мои, все лучшие городские решения выработаны за тысячелетия градостроительства. Ничего не надо изобретать по-новому. Можно использовать новые материалы и технологии, но базовые принципы и по сей день должны оставаться прежними. Лучший город – с квартальной застройкой. Лучший город – с домами в 3-5 этажей. Лучший город – с повсеместным озеленением. Лучший город – с шаговой доступностью работы, учебы, развлечений, магазинов. Лучший город – с экономичным, скоростным, экологичным транспортом. Лучший город – с однородным населением.