В идеале процесс профориентирования должен быть заложен в базовый процесс школьной программы и изучаться в старших классах в контексте предмета Психологии.
В советское время мы могли наблюдать такие проявления.
Активное участие принимали фабрики и заводы. С начала 8 класса старшеклассники могли получать дополнительное профессиональное образование, а по его получению начинать практику работая на местных заводах. Здесь основным инструментом профориентирования служила адаптация школьников под уже сформированную рабочую среду. В наше время это тоже можно наблюдать, от политических организаций до государственных компаний проводятся многочисленные конкурсы по поиску самой талантливой молодежи России. Изменилась лишь экономическая повестка, методы те же.
Даже делали государственную службу персонально работающую с молодежной профориентологией. Появилась она очень поздно, только в 86-м году и уже через 6 лет была успешно расформирована за сокращением финансирования, как и все образование в стране в целом.
Поэтому как сейчас так и тогда, адаптация является основным инструментом в профориентологии. Адаптируешься ты как правило ко всему: рынку, принципам по которым тебе надо жить, правительству, в конце концов рабочему графику. Это нормальный, естественный процесс встраивания в общество, но осознавать его нужно. Если нет осознания - нет контроля и тобой легко манипулировать.
В советское время нас адаптировали под заводскую среду, сейчас адаптируют под эффективный менеджмент. Модно сидеть в красивом офисе, красиво говорить, задерживаться на работе допоздна, ходить целеустремленной походкой по маршруту работа-дом-работа, параллельно ведя свой инстаграм.
Лет 40 назад было модно иметь стабильное рабочее место на заводе, или такую работу где тебя могли представить к государственной награде, купить телек, получить машину с квартирой.
Одно из основных различий я нахожу в доступности. В советский период это стремилось к контролю и порядку со стороны государства, профориентология стремилась быть частью общего образования и предписывалась к школьной программе. По сравнению с нашим временем это роскошь, которая доступна небольшому количеству государственных компаний по типу Сбербанка.
Тем, кто не прошел конкурс подсунут тесты по поиску своего призвания но, это только часть от общего процесса профориентации. Тесты дают субъективное понимание тех желаний, которыми ты обладаешь. Как эти желания реализовать в своей жизни никто не объясняет.
Обратная ситуация заключается в том, если ты прошел конкурс и тебя взяли стажироваться в Сбербанк, тут ты имеешь четко сформированную среду, находишься внутри рабочего процесса, имеешь представление о том по каким принципам эта среда организованна. Здесь мы наблюдаем адаптацию, есть четко выстроенный рабочий процесс, твоя задача встроиться в него или разочароваться и отказаться от такой идеи. Однако шанс попасть на конкурс, а потом его выиграть крайне мал.
Одной из основных проблем профориентологии я нахожу в этом. Процессу адаптации не уделяется должного внимания. Человек желая профессиональной самореализации проходит кучу тестов, пытаясь разобраться в своем жизненном опыте, выяснив какие знания и навыки у него ярко выраженные или хотел бы чтобы они были таковыми. И когда наконец дело доходит до практического применения этих знаний и навыков происходит конфликт с реальностью и принципами по которым эта реальность организована.
Тот самый конфликт когда человек выходит с кучей заработанных знаний из института, а потом оказывается все наоборот и приходится делать те действия, о которых ты даже не представлял.
Для ответа на вопрос как должна проходить профориентация, человек должен понимать какими желаниями он обладает и как эти желания можно перевести в конкретную цель для ее достижения в реальном мире. Чем чаще ты пытаешься достичь свои цели, тем более конкретно и подробно понимаешь как устроена реальность, тем ты более адаптирован к ней.
Адаптация - переход от внутреннего мира (абстрактного) к реальному.
Еще более простым языком, чтобы разрушить внутренние абстракции о той деятельности которой ты хочешь заниматься, необходимо как можно раньше попробовать себя в ней, чем больше профессий ты попробуешь - тем больше информации наберешь о том, где тебе будет лучше.
Именно в этом и заключается процесс профориентации, основная задача профориентолога - это вести человека по бесконечному лабиринту профессий до того момента, пока не будет набрано достаточное количество информации и человек сам не скажет "стоп". Также в работе могут вылезать подводные камни в виде социальных страхов на которые тоже необходимо обращать внимание.