Найти в Дзене
Леонид В. Петров

И снова таллий. «Жириновского отравил таллием его молодой любовник» - поделился инсайдом один профессор-конспиролог.

Пребывание Владимира Вольфовича в больнице и состояние его здоровья в течение последней недели обсуждались и в СМИ и в соцсетях. И если не другие более драматичные события, то эта тема вполне могла бы стать ведущей. Версия, озвученная профессором-конспирологом, привлекла мое профессиональное внимание. Ничего не могу сказать о молодом любовнике и его чувствах, поскольку, увы, не компетентен. А вот сведениями об отравлении таллием могу поделиться. Соли таллия до последнего времени использовали в криминальных целях. Причин этому несколько. Первая – доступность. Соединения таллия широко используются в промышленности и даже в быту, входя в состав некоторых средств для борьбы с насекомыми и грызунами. Вторая – отсутствие вкуса и запаха. Третья – относительно малые токсическая и смертельная дозы. Ну и четвертая – особенности симптоматики, на ранних стадиях маскирующие это отравления под те или иные заболевания, а иногда и на поздних стадиях. Многое тут зависит и от компетентности врача, стол

Пребывание Владимира Вольфовича в больнице и состояние его здоровья в течение последней недели обсуждались и в СМИ и в соцсетях. И если не другие более драматичные события, то эта тема вполне могла бы стать ведущей.

Версия, озвученная профессором-конспирологом, привлекла мое профессиональное внимание. Ничего не могу сказать о молодом любовнике и его чувствах, поскольку, увы, не компетентен. А вот сведениями об отравлении таллием могу поделиться.

Соли таллия до последнего времени использовали в криминальных целях. Причин этому несколько. Первая – доступность. Соединения таллия широко используются в промышленности и даже в быту, входя в состав некоторых средств для борьбы с насекомыми и грызунами. Вторая – отсутствие вкуса и запаха. Третья – относительно малые токсическая и смертельная дозы. Ну и четвертая – особенности симптоматики, на ранних стадиях маскирующие это отравления под те или иные заболевания, а иногда и на поздних стадиях. Многое тут зависит и от компетентности врача, столкнувшегося с отравлением. Если пациент с тяжелым отравлением оказывается в общесоматическом отделении, например, в терапевтическом, у него прогноз для жизни в 4-5 раз хуже, чем у пациента, оказавшегося в специализированном токсикологическом стационаре. Предмета «клиническая токсикология» нет в основной программе медицинских ВУЗов.

В собственной практике встретились несколько случаев групповых отравлений соединениями таллия. Один из них хорошо иллюстрирует диагностику отравлений таллием, как говорят, «на потоке». Фабула дела такова. Пациент, сравнительно молодой мужчина, находился в терапевтическом отделении более недели. Симптомы были достаточно пестрые, что вызывало проблемы с установкой диагноза. Но в наших больницах без диагноза никто не умирает, потому, учтя длительное злоупотребление пациента алкоголем, диагноз установили. Известно, что пьянство здоровья не добавляет.

Судебно-медицинский эксперт, исследующий подведомственные ему случаи смерти в больнице, прежде чем подойти к секционному столу, читает историю болезни. Симптомы этого пациента эксперта насторожили. Позвольте не вдаваться в медицинские подробности. Но, поскольку надо же как-то подходить к Владимиру Вольфовичу, скажу, что в этом случае были неврологические симптомы, быстрый темп развития которых, мягко говоря, не очень укладывался в указанный в истории болезни диагноз.

И еще. Там же, в истории болезни были сведения о том, что пациент поступил из квартиры, где были обнаружены его скончавшиеся родители. Оба, одновременно. Трупы отправлены в городской судебно-медицинский морг. Хочешь-не хочешь, пришлось связаться с городским моргом. Там сообщили, что оба трупа вскрыл один эксперт и обоим диагностировал сердечную смерть, а химическое исследование ограничил определением алкоголя. Трудно удержаться от черного юмора, но удержусь.

Изменения, выявленные при вскрытии умершего пациента тоже насторожили, потому в задание для химического исследования было внесено и определение металлов, в том числе таллия. И, знаете, химики нашли таллий. И при целенаправленном гистологическом исследовании препаратов тоже были выявлены изменения, указывающие на отравление таллием.

После некоторых препирательств органы от умерших родителей (трупы еще были не хоронены, ибо некому было) тоже направили на химическое исследование. Вы удивитесь, но там тоже нашли таллий. После чего зашевелилось следствие. Злодея нашли довольно быстро.

Известен относительно давний случай группового отравления таллием, в котором смертей можно было бы избежать, если бы врачи своевременно заподозрили отравление.

В 1982 г. в Минске в драмтеатре им. Я.Купалы рабочий сцены обиделся на коллегу, ненароком поставившего ему на ногу тяжелую декорацию и не принесшего надлежащих извинений за это. Наказанием должна была стать смерть. Валерий Нехаев (так звали обидевшегося рабочего сцены) с помощью брата Александра, недавно закончившим химфак, решил приготовить яд из веществ, купленных в магазине химреактивов. Приглянулись соли таллия. Яд получился и его решили растворить в бутылке лимонада, а потом подкинуть бутылку в рабочий шкафчик обидчику. Тот лимонад пить не стал, а угостил им трех других рабочих сцены. Спустя несколько дней у всех троих стали выпадать волосы и начались страшные боли во всем теле. Участковые врачи обвинили рабочих сцены в симуляции. Только одному из них дали больничный лист на два дня, заподозрив хронический гастрит. Чтобы не быть за прогулы, они, превозмогая боль, ходили на работу. Один даже приезжал на работу на такси - самостоятельно ходить он не мог, - и ложился на кушетку в раздевалке. В конце рабочего дня ему помогали подняться и провожали до такси. К счастью все трое выжили. Спустя полгода Нехаев приготовленный яд растворил в бутылке шампанского и вновь в шкафчик обидчику, зная, что том подобную находку без внимания не оставит. Но бутылку подобрали два других рабочих сцены и тяжело заболели. Их с работы увезли на скорой помощи с жалобами на онемение конечностей и металлический привкус во рту. В машину пострадавших заносили на носилках, так как они падали при каждой попытке сделать шаг. Пациенты сообщили причину, которая, по их мнению, вызвала странное недомогание: накануне они распили бутылку шампанского. Оба пациента состояли на учете в психиатрическом диспансере. Поэтому их слова о том, что в шампанское подсыпан яд, были расценены врачом больницы скорой помощи как обострение болезни. Довольно скоро обоих выписали, порекомендовав обратиться к психиатру. А через неделю один из них скончался в больнице. Посмертно было диагностировано отравление таллием.

Спустя полгода скончались еще двое молодых мужчин после распития весьма приличного грузинского вина, две бутылки которого оказалось в сумке, случайно кем-то забытой на лестничной площадке, где проживал обидчик. В этом случае имело место отравление соляной кислотой. Минская милиция достаточно быстро вышла на отравителя. Улик было более чем достаточно. Дома целая химическая лаборатория.

Домашняя химическая лаборатория братьев Нехаевых. Фото: russian7.ru
Домашняя химическая лаборатория братьев Нехаевых. Фото: russian7.ru

Валерий Нехаев в итоге дал признательные показания.

Валерий Нехаев во время следственного эксперимента. Фото: russian7.ru
Валерий Нехаев во время следственного эксперимента. Фото: russian7.ru

По советским уголовным законам три смерти – смертная казнь. Закон был соблюден. Брата осудили на 6 лет.

Пятью годами позже, в 1987 года из одной из школ Минского района (злая ирония судьбы), но города Киева, сразу 13 человек (3 ученика и 10 работников школы) были доставлены в больницу с подозрением на пищевое отравление. Двое детей и двое взрослых скончались практически сразу, остальные 9 человек находились в реанимации. Но некоторое время спустя у пострадавших начали выпадать волосы. Еще выяснилось, что за две недели до этого от сердечного заболевания скончалась медсестра-диетолог, контролировавшая школьную столовую. Труп эксгумировали. При химическом исследовании в органах нашли таллий.

У всех работников столовой провели обыски. В итоге дома у посудомойки Иванютиной нашли жидкость Клеричи (раствор солей таллия, применяемый для разделения некоторых минералов в геологии). Мотив убийств – месть. Иванютина мстила обедавшим в столовой шестиклассникам за то, что они отказались расставлять столы и стулья. Приговор тот же, что и Нехаеву-старшему.

Совсем свежий случай группового отравления. 8 ноября 2021 г. Таганрогский городской суд приговорил к 8-ми годам лишения свободы Владислава Шульгу. Тоже мстителя.

Владислав Шульга в зале Таганрогского городского суда. Фото: Василий Дерюгин/Коммерсантъ
Владислав Шульга в зале Таганрогского городского суда. Фото: Василий Дерюгин/Коммерсантъ

Правда, его жертвам повезло больше. Все остались живы. Мотив вполне современный – конфликт на учрежденческой парковке. Сколько сейчас таких конфликтов, доходящих до суда. Раньше подобные дела называли «кастрюлечными», поскольку боевые действия разворачивались на коммунальных кухнях. Сейчас подобные драки на парковках, дворовых проездах и т.п.

Шульгу обидел сотрудник юротдела предприятия, потому яд оказался в кулере с питьевой водой возле этого отдела. В итоге пострадали десять человек. У семерых экспертиза оценила отравление как причинение легкого вреда здоровью, у двоих – средней тяжести, а у одного – как тяжкий вред здоровью. Приговор еще не вступил в законную силу, так как защита обжаловала приговор. Ждем решения Ростовского областного суда.

Случаи отравления таллием, наблюдаемые в собственной практике, были обусловлены «квартирным вопросом». Также в 2009 г. в Санкт-Петербурге при решении «квартирного вопроса» с помощью жидкости Клеричи погибли мать и двое ее взрослых детей. Как тут не вспомнить классика. Правда, у него речь шла о москвичах, но, наверное, это всероссийский вопрос.

А что касается Владимира Вольфовича, то желаю ему, как и всякому больному, скорейшего выздоровления. А по выздоровлении посмотрим на его шевелюру. Но профессиональная интуиция подсказывает, что она будет достаточно пышной. При коронавирусной инфекции волосы не страдают, а из нервной системы страдает в первую очередь головной мозг, а периферические нервы, как при отравлении таллием, не страдают. Ходить будет.