Он неторопливо плывет по каналу в окружении влажных стен. Постепенно проходит украшенные арабесками окна и проходит под сводами каменных мостов. Черный и грациозный, издалека напоминает лебедя. И хотя его туловище деревянное, а шея металлическая, он неслышно несется по водам венецианских каналов. Речь идет о гондоле — самой известной в мире лодке. Как она появилась? Почему она так популярна и чем отличается от других лодок?
Ее история
Невозможно точно сказать, когда появились первые гондолы. Однако некоторые считают, что это было в XI веке. Первые изображения лодки можно увидеть на картинах конца XV века. Но свой характерный вид гондола приобрела в течение XVII—XVIII веков. Эта плоскодонная лодка стала более продолговатой, а ее нос украсили железным наконечником.
Трудно также определить, откуда взялось слово гондола. Некоторые говорят, что оно произошло от латинского слова cymbula (кюмбула), которым называли маленькую лодку, или от conchula(конкула) — уменьшительной формы слова concha (конка), которое означает «раковина».
Символ Венеции
Впрочем, никто не сомневается, что гондола неразрывно связана с Венецией. И действительно, она стала главным символом города. Только вспомните многочисленные картины с изображением Венеции, неизменным элементом которых является гондола.
Однако гондола – это не просто атрибут Венеции. Гондольер по имени Роберто, который возит туристов по каналам города уже очень много лет и которого многие знают, кто бывал в Венеции, как-то сказал:
- что, плывя на гондоле, очень удивитесь, вы откроете для себя совсем другую Венецию, заглянете в самое ее сердце, а не только увидите популярные места.
Известный немецкий поэт Иоганн-Вольфганг Гете писал, что, откинувшись на подушки гондолы, он, как настоящий венецианец, почувствовал себя «хозяином Адриатического моря». По словам Роберто, «тихий ход гондолы идеально отвечает духу Венеции. Устроившись на мягких подушках, вы почувствуете, что время как будто остановилось».
Особенности гондолы
А вы никогда не удивлялись, почему у гондолы только одно весло, но она при этом идет строго по прямой линии? Ведь с одним веслом, которое находится с правой стороны, гондола должна была крутиться на месте. Однако этого не происходит. Спрашивается, почему так происходит?
Знаток истории лодок Джильберто Пенцо объясняет: «Если сравнить каркас лодки со скелетом человека, где киль — это позвоночник, а шпангоуты — ребра, то можно сказать, что гондола страдает сильным сколиозом». Другими словами, корпус лодки асимметричный. Обвод его правого борта меньше обвода левого на 24 сантиметра. Благодаря этому правая сторона гондолы погружена в воду больше, чем левая, компенсирующая силу гребка и вес гондольера, стоящего на левом боку. Таким образом гондола двигается по прямой.
Другая особенность венецианского «лебедя» — его железная «шея». На всей лодке только этот наконечник и одна деталь на корме сделаны из металла. По словам Джанфранко Мунеротто, автора книги о гондолах, этот элемент «настолько эффектен и оригинален, что сразу запоминается тем, кто видит его впервые». Когда-то металлический наконечник уравновешивал вес гондольер, которые гребли на корме, теперь же он служит только украшением. Традиционно считается, что шесть зубцов наконечника символизируют «сестьери» — шесть районов города, а единственный зубец на противоположной стороне наконечника — венецианский остров Джудекку. Изогнутый контур наконечника в форме буквы S связывают с очертаниями Большого канала.
Другой характерный признак гондолы — ее черный цвет. Как только не объясняли, почему гондолы черные. Например, по одной из версий, в течение XVI—XVII веков владельцы гондол, хвастаясь друг перед другом, роскошно украшали и расцвечивали свои лодки. Чтобы хоть как-то побуждать их проявлять умеренность, венецианский сенат решил штрафовать владельцев особо изощренных гондол. Однако большинство было готово заплатить штраф, чем отказаться от пышного декора. Поэтому магистрат города велел, чтобы все гондолы красили в черный цвет.
Согласно другому объяснению, черный цвет гондол означал траур по тем, кто умер во время эпидемии чумы в средние века. Еще одна версия - черный цвет гондолы выгодно выделял белоснежную кожу венецианских аристократок. На самом деле все очень просто: гондолы были черными, потому что их, по крайней мере, сначала обрабатывали смолой, чтобы сделать водонепроницаемыми.
После приятной прогулки по тихим водам каналов «черный лебедь» возвращается к набережной. Взойдя на берег, вы еще долго провожаете взглядом гондолу, которая плавно удаляется от вас, и на какой-то момент вам кажется, что лодка превращается в лебедя, выгибает шею и приглаживает блестящие перья.