За последние два десятилетия отрасль возобновляемых источников энергии совершила колоссальный рывок как в плане технологий, так и по количеству установленных ветряных и солнечных электростанций.
Разумеется, сказанное никак не относится к России, поскольку традиционно мы находимся в стороне от таких глобальных процессов. Хотя нельзя отрицать, что в последние годы в РФ также начали строиться электростанции на возобновляемых источниках энергии.
Согласно Распоряжения Правительства РФ от 9 июня 2020 г. № 1523-р имеется ряд специфических задач по развитию энергетики на территории России до 2035 г., которые в частности требуют:
…структурной диверсификации, в рамках которой углеродная энергетика дополнится неуглеродной, централизованное энергоснабжение – децентрализованным.
Приоритетами государственной энергетической политики Российской Федерации являются:
переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике;
повышение доступности электросетевой инфраструктуры, надежности и качества энергоснабжения потребителей до уровня, сопоставимого с лучшими иностранными аналогами, развитие газификации субъектов Российской Федерации с учетом особенностей региональных топливно-энергетических балансов, повышение эффективности систем централизованного теплоснабжения с учетом приоритета повышения уровня когенерации;
Основной проблемой использования возобновляемых источников энергии в Российской Федерации является их недостаточная экономическая конкурентоспособность по отношению к иным технологиям производства электрической энергии.
Последняя фраза выдержки из программы является весьма важной с точки зрения сравнения ВИЭ и традиционных тепловых электростанций.
В частности, имеется ввиду сравнение экономической составляющей производства электроэнергии, вырабатываемой от ГЭС, ветровых и солнечных электростанций по сравнению с обычными тепловыми электростанциями.
В отношении ГЭС в Распоряжении №1523-р заявлено, что многие гидротехнические сооружения требуют значительных инвестиций для их поддержания в нормальном техническом состоянии. Это справедливо, если относить гидроэлектростанции к возобновляемым источникам энергии, что не совсем корректно. Действительно, ремонт и техническое обслуживание плотин ГЭС требует значительных инвестиций.
С солнечными и ветряными электростанциями ситуация иная, поскольку в отличие от других способов выработки электроэнергии, их текущая мощность всегда определяется количеством солнечной энергии и атмосферными условиями.
Так на примере солнечных электростанций не сложно понять, что осредненное максимальное время работы солнечных панелей будет составлять в году не более 12 часов.
При этом по факту из-за сниженной генерируемой мощности в утренние и вечерние часы, а также наличия облачности реально располагаемое время солнечной генерации будет около 8 часов в сутки.
Такое значение несопоставимо с временем работы тепловых электростанций, которые могут работать в круглосуточном режиме и вырабатывать столько электроэнергии, сколько будет необходимо энергосистеме в данный момент.
Этот факт всегда будет не в пользу солнечной или ветровой генерации, т.к. средний коэффициент использования установленной мощности на электростанциях с возобновляемыми источниками энергии будет в среднем в три раза ниже, чем у тепловых электростанций.
Соответственно, срок окупаемости оборудования солнечной или ветряной электростанции будет также в разы больше, чем у классических тепловых станций.
Продолжение описания оборудования по ветровой и солнечной генерации: http://www.volante.one/ru/Portfolio/power-skid/